Человек без челюсти

В данной статье будет рассмотрена анатомия зубов верхней и нижней челюсти.

Человеческий организм имеет очень сложную и в то же время весьма интересную анатомию. Одними из таких довольно непростых элементов являются нижняя и верхняя челюсть человека.

Обе человеческие челюсти выполняют большое количество функций, в результате чего данная часть тела является одной из самых важных, позволяющих человеку нормально существовать. Например, при наличии у человека нерешенных проблем с зубами, приводящих к тому, что он не способен полноценно пережевывать пищу, неизбежным становится возникновение перебоев в функционировании пищеварительной системы. В связи с этим челюстям необходим постоянный уход и бережное отношение. Самое главное – своевременное определение любого отклонения, в особенности в детском возрасте. Это позволит получить шанс на полное выздоровление.

Анатомия нижней челюсти

Нижняя челюсть представляет собой своеобразное костное тело, которое имеет два отростка, они называются ветвями. Ее строение отличается от строения верхней челюсти человека тем, что наиболее длинной дугой является базальная, а короткой – зубная. Чаще всего в теле нижней челюсти выделяют два главных элемента: основание и альвеолярный отдел. В течение первого года жизни маленького человека эти два элемента срастаются между собой, образуя единую кость. Причем длина ее намного больше, нежели толщина.


Кость имеет несколько шероховатую и бугристую структуру в силу того, что на ее поверхности прикрепляются жевательные мышцы. Нижняя челюсть человека имеет сложное строение, что позволяет называть ее особенным фрагментом лицевого черепного отдела, который, в сравнении с верхней челюстью, имеет активную двигательную функцию. Анатомия нижней челюсти уникальна.

Внутренняя часть кости

На внутреннем участке тела кости нижней челюсти располагается подбородочная ость. Эта часть может быть одинарной или разветвленной надвое. В нижний край включено двубрюшное углубление, в котором закреплена двубрюшная мышца. Вдоль латерального периметра расположены челюстно-подъязычные полосы, выше них находится подъязычная ямочка, а ниже – подчелюстная ямка нижней челюсти. Анатомия включает в себя и наружную кость.

Наружная часть кости

На наружной части нижней челюсти располагается подбородочный выступ, наверху которого отходит бугор. На внешней поверхности имеется подбородочное отверстие. Корни постоянных малых зубов размещаются именно здесь. Задняя часть подбородочного отверстия имеет скошенную полосу, которая направлена вверх и представляет собой передний край всей ветви. Анатомия нижней челюсти интересна многим.

На альвеолярной оси предусмотрено расположение восьми пар зубов, в связи с чем она имеет 16 альвеол, которые разделены между собой своеобразными межальвеолярными перегородками.

Другие составляющие


Для нижней человеческой челюсти характерно наличие своеобразного просвета, представляющего собой некоторый ограничитель – язычок. В глубине этого просвета имеется канал. Расположен он в слое губчатой костной ткани и заполнен нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Посредством подбородочного отверстия канал поднимается на поверхность. От подбородочного отверстия также отходит бороздка (челюстно-подъязычная), немного выше которой располагается нижнечелюстной валик.

По наружной поверхности нижнечелюстной кости проходит так называемая жевательная бугристость. Она занимает угловое расположение. На внутреннем участке этой бугристости расположены крыловидные бугорки. На них крепится крыловидная мышца. Подъязычная бороздка идет кпереди и к низу крыловидной бугристости. В довольно редких случаях подъязычная борозда плавно переходит в каналец, и покрыта она тонкой костной пластиной.

В районе симфиза внешняя бугристость имеет подбородочную выпуклость, которая срощена с подбородочными косточками. Ими данная выпуклость и образована. Отверстие располагается сбоку, сквозь него проходят нервные и сосудистые окончания.

В целом анатомия верхней и нижней челюсти имеет определенное сходство.

Ветви


Верхняя концовка ветви имеет два отростка. Первый называется венечным, на нем закрепляется височная мышца. Второй (задний отросток) представляет собой окончание, которое имеет форму головки эллипсовидной плоскости, покрытой суставной тканью. Эта поверхность принимает активное участие в образовании челюстно-височных суставов.

Ввиду специфической анатомии и строения нижней челюсти она относится к непарным костям. Благодаря особому строению сустава она способна двигаться в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Верхняя челюсть человека такой способностью не обладает.

Варианты неправильного развития челюсти

В детском возрасте следует особо тщательно следить за процессом развития челюстной кости. Она должна формироваться правильно. В первую очередь, от ее формы напрямую зависит внешность человека. Если кости формируются неправильно, может возникнуть деформационное изменение. Например, часто встречающимся изменением является неправильно сформировавшийся прикус, искривленный зубной ряд. Следует заметить, что подобные дефекты подлежат исправлению, и проще всего это сделать в подростковом периоде.

Причины

Иногда патологические изменения кости нижней челюсти встречаются у взрослых людей. К наиболее частым причинам деформирования можно отнести:

• Хирургические вмешательства.

• Сильное травмирование механического характера.


• Осложнения, возникшие в результате стоматологических заболеваний, например развитие гнойничковых воспалений в ротовой полости, остеомиелита.

• Неквалифицированная терапия у стоматолога-ортодонта, возникновение рецидивов заболевания.

• Адентия. Адентией называется полное или частичное отсутствие зуба.

Такие патологические процессы, как воспаления или опухолевые образования, способны спровоцировать возникновение достаточно серьезных заболеваний челюсти. К ним можно отнести остит и остеомиелит. В связи с этим при возникновении первых воспалительных симптомов или болезненных ощущений требуется как можно быстрее обратиться к специалисту.

К симптомам кисты зуба можно отнести непроходящую зубную боль, которая имеет ноющий характер, беспокойное состояние, сопровождающееся сильными головными болями. Если развитие кисты не остановить вовремя, то воспалительный процесс может перейти на соседние ткани и органы. Анатомия зубов нижней челюсти здесь играет не последнюю роль.

Неправильно сформировавшийся прикус

Попробуем разобраться, каким образом неправильно сформированный прикус может влиять на состояние организма.

При подобном дефекте наблюдаются некоторые анатомические изменения. Происходит смещение челюстей относительно друг друга, что может спровоцировать возникновение большого количества последствий. Например, меняется поза пациента, что вызывает болезненные ощущения по всему телу. Связано это с тем, что при неправильно сформированном прикусе жевательные мышцы не могут равномерно сокращаться. В результате возникает смена положения головы. Такое неправильно положение головы вызывает напряженность плечевых мышц, а затем изменяются мышцы спины с целью декомпенсации такого напряжения. Только ли анатомия нижней челюсти человека всему виной?


Следует заметить, что развитие неправильного прикуса может быть вызвано не только естественными анатомическими причинами. На искривление могут значительно влиять зубные протезы или коронки неправильных размеров, отсутствие зубов. Помимо этого, подобная патология может развиваться из-за некоторых вредных привычек, например, когда человек дышит ртом, сосет пальцы, обкусывает ногти.

В связи с этим к формированию прикуса и к зубам следует относиться с особым вниманием. Своевременное обнаружение проблемы и обращение к квалифицированному специалисту позволит быстро и полностью избавиться от дефекта, обрести эстетичный внешний вид, а также в целом здоровый организм

Нами рассмотрена анатомия нижней челюсти.

www.syl.ru

Анатомия и функции нижней челюсти человека

Описываемая челюсть, значение которой довольно большое, отличается от верхней подвижностью. В строении подвижной челюсти выделяются тело и два отростка. В свою очередь, тело разделено на 2 части. Помимо того, что челюсть подвижна, она шероховата и имеет множество мышц — эта жевательная мускулатура предназначена для полноценного пережевывания пищи.


Основная функция нижней челюсти, заключается в движении во все стороны — пережевывании еды. Строение нижней челюсти позволяет ей исполнять и разговорные функции. Угол нижней челюсти имеет область, к которой происходит крепление крыловидной бугристости. Поблизости крыловидной бугристости нижней челюсти находится жевательная бугристость и канал.

Строение внешней части кости

Описываемая часть имеет в своей конструкции подбородочный выступ, находящийся с ее наружной стороны. На внешней поверхности подбородка находится отверстие, характеризуемое, как подбородочное, где расположены корни малых зубов. Задняя часть отверстия подбородка оснащена скошенной полосой (косой линией), выполняющей функции переднего края ветви. На альвеолярной оси размещается 16 зубов, для которых имеется соответствующее количество альвеол.

Устройство внутренней части кости

В конструкции внутреннего участка тела, принадлежащего нижнечелюстной кости, имеется подбородочная кость.


омянутая часть нижней челюсти человека может быть одинарной, но часто она представляет собой кость, разветвленную на две части. В нижнем краю имеется двубрюшное углубление с надежным закреплением соответствующей мышцы. Далее можно увидеть подъязычные линии челюсти, протянутые по периметру. Сверху полос легко обнаружить подъязычную ямку, чуть ниже расположена поднижнечелюстная ямка. На внутренней части ветви, принадлежащей нижней челюсти, располагается отверстие.


Ветви: задний и венечный отростки

Как упоминалось выше, нижняя челюсть имеет особую анатомию сустава, что позволяет ему беспрепятственно двигаться горизонтально и вертикально. Это основное отличие нижней челюсти от верхней, которая является неподвижной.

Верхняя концовка ветви оснащена двумя отростками нижней челюсти:

  1. Венечным отростком нижней челюсти, где закреплена височная мышца.
  2. Задним, выступающим в виде головки. Упомянутая головка кости, покрытая тканью сустава, похожа на эллипс. Именно эта ткань создает суставы (височные).

Строение челюстно-подъязычной мышцы

Форма челюстно-подъязычной мышцы является полностью плоской и выглядит, как неправильный треугольник.


люстно-подъязычная мышца берет начало от одноименной линии. Упомянутая линия характеризуется челюстно-подъязычной. Пучки, имеющие вертикальное и слегка горизонтальное направление, встречаются с пучками, находящимися на противоположной челюстно-подъязычной мышце. Описанное переплетение, которое имеет челюстно-подъязычная мышца, образует своеобразный шов. Расположение челюстно-подъязычной линии нижней челюсти находится поблизости ветви.

Основная функция челюстно-подъязычной мышцы заключается в поднятии подъязычной кости и языка. Эта функция необходима во время приема пищи — когда челюстно-подъязычная мышца поднимает язык кверху, обеспечивая полноценное глотание.

Если челюсть (нижняя) без изъянов, она не будет выглядеть массивно. Челюсть может быть массивной в случаях, когда в ее развитии есть отклонения.

Другие особенности человеческой челюсти

По той причине, что человеческая нижняя челюсть имеет суставы и является полностью подвижной, существует опасность ее вывиха (рекомендуем прочитать: вывих нижней челюсти: симптомы и лечение). Возникшие подозрения на ее неправильную работу должны стать поводом обращения к врачу.

Как показали исследования ученых, прочность нижней челюсти намного меньше, нежели верхней. Это явление объясняется тем, что при возникновении каких-либо опасностей механического повреждения лица челюсть берет удар «на себя», защищая при этом верхнюю. Переломы и трещины кости верхней челюсти являются куда более опасными.

В составе описываемой человеческой челюсти имеются следующие отделы:


  • Канал нижней челюсти.
  • Валик. Эта деталь характеризуется как нижнечелюстная.
  • Угол нижней челюсти. Упомянутый угол образуется ветвью и нижним краем тела.
  • Гребень. Указанный щечный гребень является одним из важных мест, к которому крепится мышца щеки.
  • Челюстно-подъязычная линия.
  • Шейка.
  • Язычок нижней челюсти.
  • Отверстие нижней челюсти. Данное отверстие находится на поверхности ветви изнутри нижней челюсти.
  • Вырезка нижней челюсти.
  • Ветви нижней челюсти. Ветви представляют собой широкую пластинку нижней челюсти, состоящую из кости.
  • Двубрюшная ямка.
  • Язычная мышца. Анатомия язычной мышцы предусматривает то, что она принимает активное участие в приеме пищи и речи. Нарушения в язычной мышце чреваты характерными последствиями.
  • Жевательная бугристость.

Расположение зубов

Функции нижней челюсти без преувеличения имеют большое значение — они не ограничиваются пережевыванием пищи и участием в речи, челюсть также служит основой для зубов. Это касается не только нижней, но и верхней челюсти. Схема расположения зубов на них обеих следующая — 16 на нижней челюсти и столько же на верхней.

Зубы располагаются не в самих деснах, а в альвеолах и выполняют такие функции:

  • жевания;
  • принимают участие разговоре;
  • эстетическая привлекательность.

У каждого зуба без исключения имеется своя альвеола, для чего присутствует альвеолярная часть, принадлежащая нижней челюсти. В ней зуб крепится максимально надежно, располагаясь даже в подвешенном состоянии. Благодаря особенностям альвеол, а также самих зубов и прочным костям челюсти, они могут выдерживать невероятно большую нагрузку во момент жевания пищи.

Развитие нижней челюсти у детей

Развитие челюстно-лицевого аппарата маленького человека происходит вместе с его ростом. Ширина альвеолярных отростков увеличивается до 3 лет. Именно в этот период крайне важно проследить, чтобы у ребенка не было никаких проблем и отсутствовали всевозможные аномалии зубочелюстного характера, обратившись к ортодонту. В описанном возрасте у ребенка имеется необходимое количество молочных зубов. Как только произошло прорезывание последних зубов, изменений в ширине альвеолярных отростков не происходит. С ростом ребенка (от 6 до 12 лет) происходит и постепенное удлинение отростков.

Развитие челюсти у ребенка предусматривает поэтапное формирование прикуса. Сначала возникает молочный (временный) прикус. Приблизительно к 5-летнему возрасту начинают увеличиваться промежутки между зубами, подготавливая пародонт к формированию следующего прикуса — сменного.

Сменный прикус получил такое название по той причине, что формируется на этапе смены молочных зубов на коренные. Нормальное развитие описываемого прикуса возможно исключительно в случае хорошего здоровья молочных зубов — даже если им все равно выпадать, молочные зубы нужно лечить.

Почему формируется неправильный прикус?

Формирование неправильного прикуса, который нередко начинается еще в раннем детстве, происходит по множеству причин стоматологического характера и не только. К наиболее частым причинам неправильного смыкания зубов относится:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильное развитие и челюстные деформации;
  • ошибки в кормлении после рождения;
  • сосание ребенком пальца, губы;
  • короткая уздечка (рекомендуем прочитать: короткая уздечка верхней губы у ребенка: способы коррекции дефекта);
  • раннее удаление молочных зубов.

Неправильное формирование прикуса влечет за собой проблемы во всем организме. Не совсем правильное смыкание зубов вызывает нарушения во всем скелете — меняется поза человека, что чревато болями в ногах и спине.

Чем поможет каппа?

Для изменения прикуса сейчас активно применяется каппа — специальная пластинка, повторяющая форму зубов. За счет плотного прилегания к зубному ряду каппа исправляет положение не одного, а сразу нескольких зубов. Изготовление каждой каппы — это индивидуальный процесс, в котором учитываются всяческие проблемы с прикусом пациента. Применение капп пользуется спросом и в тех случаях, когда необходимо повысить эффективность лекарственных препаратов, применяемых местно, и увеличить их воздействие. Для отбеливания зубов на них наносится специальный раствор и надевается каппа.

www.pro-zuby.ru

Почему возникает недуг

Раковые клетки обычно развиваются из губчатого вещества костного мозга, надкостницы, нейрогенных клеток, сосудов и одонтогенных структур. Причины развития данного заболевания до конца еще не изучены. Однако специалисты установили несколько основных факторов, из-за которых развивается рак челюсти:

  1. Травма хроническая. Сюда относят ушиб, неправильно установленную коронку, пломбу, а также протез, вызывающий постоянное натирание десны.
  2. Повреждение слизистой полости рта.
  3. Воспалительный процесс.
  4. Курение.
  5. Ионизирующее облучение.

Рак челюсти: симптомы

Как распознать недуг? На начальной стадии рак протекает без каких-либо признаков. Первыми симптомами являются:

  1. Онемение кожных покровов лица.
  2. Неприятный запах изо рта, а также гнойные выделения из носа.
  3. Головная боль.
  4. Болевые ощущения в области нижней или же верхней челюсти без явной причины.

Подобные симптомы могут быть признаками и других недугов, например, неврита, синусита, гайморита и так далее. Для точной постановки диагноза пациент должен пройти дополнительное обследование. Во многих случаях теряется возможность своевременной терапии рака.

Другие признаки

При саркоме верхней челюсти постепенно возникают и другие симптомы. Пациенты начинают жаловаться на:

  1. Припухлости в районе щек.
  2. Боль или онемение в зубах, расположенных в непосредственной близости от новообразования.
  3. Расшатывание зубов, что является признаком остеопороза.
  4. Увеличение альвеолярных отростков.
  5. Искривление челюсти и деформация лица.

Рак челюсти, симптомы которого описаны выше, может очень быстро прогрессировать. В результате развития раковых клеток нередко возникает отек тканей, что в итоге приводит к асимметрии. После этого пациенты начинают жаловаться на сильные боли.

Серьезные последствия

Рак верхней челюсти обычно распространяется и на область глаз. Нередко опухоли начинают прорастать и вызывать следующие последствия:

  1. Смещение глазного яблока.
  2. Слезотечение.
  3. Патологический перелом в области челюсти.
  4. Носовое кровотечение, рецидивирующее без особых причин.
  5. Головная боль, отдающая в лобную часть или в виски.
  6. Болевые ощущения в районе уха. Это явление возникает после вовлечения в процесс тройничного нерва.

Помимо вышеперечисленного, у больного могут наблюдаться мелкие кровоточащие изъязвления, локализующиеся на слизистой оболочке рта, деснах, щеках и прочих мягких тканях. Нередко происходит нарушение размыкания и смыкания челюстей. Это затрудняет употребление пищи. Подобное явление указывает на то, что раковая опухоль распространилась на жевательную и крыловидную мышцу.

Симптомы при раке нижней челюсти

Рак нижней челюсти характеризуется несколько иными признаками. Сюда стоит отнести:

  1. Боль при пальпации.
  2. Выпадение и шаткость зубов.
  3. Дискомфорт и боль при контакте с зубами.
  4. Неприятный запах изо рта.
  5. Кровоточащие язвочки на слизистой рта.
  6. Онемение нижней губы.

Стоит отметить, что раковая опухоль, расположенная в нижней челюсти, развивается достаточно быстро и сопровождается болевым синдромом, а также стремительным метастазированием.

Диагностика патологии

Рак челюсти на ранней стадии диагностировать очень сложно из-за неспецифической симптоматики. Ведь признаки заболевания можно приписать и другим недугам. Диагностика же рака челюсти осуществляется на стадии метастазов. Многих пациентов не настораживают описанные выше симптомы. Помимо этого, заболевание может долго протекать без явных признаков. Это усложняет его диагностику на ранних стадиях.

Выявить заболевание позволяет рентген. Если раковые новообразования происходят именно из одонтогенного материала, то такое обследование дает значительно больше информации, чем другие методы. Благодаря рентгенограмме можно выявить деструкцию перегородок и расширение периодонтальных щелей.

Снимки дают возможность увидеть любые изменения: здоровые зубы не соприкасаются с костью, альвеолярный край обладает нечеткими контурами, зона декальцинации распространилась на тело челюсти и так далее.

Определяем недуг по рентгену

Итак, как можно по рентгенограмме выявить рак челюсти? Диагностика данного заболевания — сложный процесс. Рентген позволяет определить наличие патологии по следующим признакам:

  1. Деструкция кости.
  2. Разрушение петель губчатого вещества.
  3. Размытые контуры переходов здоровых костей в область деструкции.
  4. Переплетающиеся полосы, образовавшиеся в результате слияния нескольких очагов деструкции.

Другие способы диагностики

Помимо рентгена, рак челюсти, фото которого представлено выше, можно диагностировать и другими способами. Пациент должен пройти полное общеклиническое обследование, включающее анализы крови и мочи, флюорографию системы дыхания. Данные исследования позволяют выявить наличие воспалительного процесса в организме, ускорение скорости оседания эритроцитов, а также малокровие. Для исключения метастазов требуется обследование легких.

Нередко для диагностики рака челюсти используют метод компьютерной томографии пазух носа. Это позволяет определить точное расположение онкологических новообразований. Помимо этого, применяется томография и сцинтиграфия. Специалист может назначить такое обследование, как пункционная биопсия лимфатического узла. Этот метод позволяет определить метастазирование.

Самый точный способ диагностики – исследование в условиях лаборатории пораженных тканей. В некоторых случаях требуется трепанация челюсти. Если же опухоль происходит не из кости, то материал могут взять из лунки, образовавшейся после удаления зуба.

Рак челюсти: лечение

Терапия патологи является комплексной. Она включает не только хирургическое вмешательство, но гамма-терапию. Проводятся операции по удалению челюсти. Это может быть экзартикуляция или же резекция. Рак челюсти не лечится химиотерапией, так как она результата не дает.

Для начала больного подвергают гамма-облечению. Оно позволяет значительно уменьшить размеры онкологического новообразования. Спустя три недели осуществляется удаление челюсти. В некоторых случаях требуется более обширное оперирование, которое нередко включает экзентерацию глазницы, лимфаденэктомию и санацию пазух околоносных.

После операции

Спустя несколько лет после операции требуется ортопедическая коррекция, которая позволяет скрыть все дефекты. Проводят ее, как правило, с применением различных костных пластин и шин. Подобные процедуры требуют от пациента терпения, так как в некоторых случаях возникает необходимость восстанавливать глотательные и жевательные функции, а также речь.

Стоит отметить, что восстановление нижней челюсти – это очень сложный процесс, который не всегда заканчивается успешно. В подобных ситуациях нередко применяется нержавеющая сталь, тантал, пластмасса для фиксации имплантатов.

Прогноз

Может ли вернуться рак челюсти? Прогноз в данном случае неутешительный, так как рецидив может произойти в течение нескольких лет после операции. Пятилетняя выживаемость при такой патологии составляет не более 30 %. При обнаружении онкологии на поздних стадиях этот показатель значительно сокращается. Процент пятилетней выживаемости в данном случае составляет не более 20 %.

fb.ru

  ß î÷íóëñÿ îò ÿðêîãî ñâåòà â êàêîé-òî êëèíèêå. Êàêîå-òî âðåìÿ âñå âîêðóã ñëîâíî ïëûëî. Ñëîâíî òÿæåëûì ïðåññîì ìåíÿ âäàâëèâàëî â êðîâàòü, áîëü ðàçëèâàëàñü ïî âñåìó òåëó. Òàê è íå î÷íóâøèñü îêîí÷àòåëüíî ÿ ñíîâà îòêëþ÷èëñÿ.
  Êîãäà ÿ î÷íóëñÿ âíîâü, ñâåòà óæå íå áûëî, íàïðîòèâ, âîêðóã áûëî òåìíî, äàæå êîãäà ãëàçà ïðèâûêëè ê òåìíîòå, âèäíî áûëî íå ìíîãî. Ñëåâà îò ìåíÿ áûëà ìàëåíüêàÿ øòîðêà, ÿ ïðåäïîëîæèë, ÷òî òàì äðóãîé ïàöèåíò. ß ñäåëàë ïàðó óñèëèé è ñåë. Âñå òåëî áîëåëî è íûëî, õîòÿ ýòî ìîå ïðèâû÷íîå ñîñòîÿíèå, åñëè ÿ ñïëþ ñëèøêîì ìíîãî. Ïûòàþñü âñïîìíèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü è êàê ÿ òóò îêàçàëñÿ. ×åëîâåê çà øòîðêîé ÷òî-òî íàïåâàåò, ïîõîæå ÿ åãî ðàçáóäèë. Ãîëîñ æåíñêèé. Íà ìîåé òóìáî÷êå ñòîèò êàêàÿ-òî êîðîáêà. Ìîæåò áûòü ýòî ïîäàðîê? Îäíàêî âíóòðè áàíêà ñ íåïîíÿòíûì ñîäåðæèìûì. Ñîáðàâøèñü ñ ñèëàìè ÿ âñòàþ ñ êîéêè è ïûòàþñü âûíåñòè áàíêó íà ñâåò. Âûõîæó èç ïàëàòû â îñâåùåííûé áåëûé êîðèäîð. Ñòåíû â êëèíèêàõ âñåãäà âûãëÿäÿò òàêèìè áåëûìè, ñëîâíî çäàíèå ñäåëàíî èç ñíåãà. Ìíå âñåãäà ýòî íðàâèëîñü. È âîîáùå ýòî íåãëàñíîå ðàñïðåäåëåíèå öâåòîâ â ñîöèàëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ïîòðÿñàþùå. Áîëüíèöû áåëûå, ïîõîðîííûå áþðî ÷åðíûå, ïîæàðíûå êðàñíûå, ïîëèöåéñêèå ñèíèå, ÷åãî òîëüêî íåò. Âåðîÿòíî, öâåò êàê-òî ïðèçâàí íàñòðîèòü, ïîðîäèòü àññîöèàöèè öâåòà è ìåñòà. ß âèæó çóáû, ïîõîæå íà âñòàâíóþ ÷åëþñòü, äàæå áîëüøå, ýòî ïîëíîöåííàÿ íèæíÿÿ ÷åëþñòü, ïðè÷åì ýòî ìîÿ ÷åëþñòü. Íåîæèäàííî. ß ïûòàþñü íàùóïàòü òî ìåñòî, ãäå îíà ðàíüøå íàõîäèëîñü, íî òàì áèíòû. Îáû÷íî â òàêèõ ñèòóàöèÿõ íå ïðèíÿòî ñíèìàòü èõ ñðàçó, íî ÿ âñå æå ðèñêíó.  òóàëåòå ÿ íàøåë çåðêàëî, ïðàâäà ïîçæå ÿ îá ýòîì ïîæàëåë.
  Øðàì øåë ÷åðåç âåðõíþþ ãóáó è íèæíþþ è óõîäèë ïîä ïîäáîðîäîê. Ðàäîâàëî òî, ÷òî îí áûë íå ïî öåíòðó, èíà÷å âûãëÿäåë áû ÿ êàê êàêîé-íèáóäü çàÿö. Íå çíàþ äàæå íà êîãî ÿ áîëüøå ïîõîæ, íà âåòåðàíà âîéíû èëè íà óðîäëèâîãî áðîäÿãó. ß òêíóë ïàëüöåì â ïîäáîðîäîê, îí ïîìÿëñÿ ñëîâíî ðåçèíà. Îæèäàë ïî÷óâñòâîâàòü áîëü, å¸ íåò. Äàæå êîãäà ÿ îòòÿãèâàþ íèæíþþ ãóáó òàê, ÷òî øðàì íà÷èíàåò êðîâîòî÷èòü, ïî ïðåæíåìó íè÷åãî. Ýòî êàêîé-òî ñïîñîá óäàëåíèÿ íåðâíûõ îêîí÷àíèé èëè êîæà ïðîñòî îòìåðëà? Òàê èëè èíà÷å, ïîðàçèòåëüíî òî, ÷òî ÿ ïî ïðåæíåìó âûãëÿæó êàê ðàíüøå, íå ñ÷èòàÿ íåáîëüøîãî øðàìà. Ïîïûòêà óëûáíóòüñÿ — íåóäà÷íî. Âìåñòî ìèìèêè âûõîäèò êàêîå-òî êðèâëÿíüå. Èíòåðåñíî, ÿ ñìîãó çàñóíóòü ÷åëþñòü îáðàòíî? Íåò, ñëèøêîì áîëüøàÿ. Æàëü. ß òîëüêî ñåé÷àñ çàìåòèë, ÷òî íå õâàòàåò ÿçûêà. Êàê ÿ òåïåðü áóäó ðàçãîâàðèâàòü? À êàê ÿ áóäó åñòü? Âîçìîæíî ñòîèò ïîïðîáîâàòü ðàñêîëîòü ÷åëþñòü íàäâîå è âñòàâèòü ïî ïîëîâèíêå.
   ïàëàòå áûëî ÷åòûðå êîéêè, äâå ñïðàâà è äâå ñëåâà, íà äàëüíåé êîéêå ñëåâà ëåæàëà äåâóøêà ñ ïîõîæèìè áèíòàìè íà ëèöå è, ÷àñòè÷íî, íà òåëå. Îíà íàïåâàëà âñå òó æå ïåñåíêó, êîãäà ÿ âåðíóëñÿ â ïàëàòó. Ìíå áûëî î÷åíü ëþáîïûòíî, êàê îíà âûãëÿäèò, ïîýòîìó ÿ ïåðåäàë åé çàïèñêó ñ íàäïèñüþ "õîðîøàÿ ïåñíÿ", ïîïóòíî ÿ ïûòàëñÿ ðàçãëÿäåòü å¸ ëèöî è ïðèêèíóòü, êàê îíà âûãëÿäèò áåç áèíòîâ. Ê òîìó æå, áîëüøàÿ ÷àñòü å¸ ëèöà áûëà îòêðûòà. Ïîíðàâèëèñü å¸ äîáðûå ãëàçà, ïîõîæå îíà ïîïûòàëàñü óëûáíóòüñÿ.
— Ñïàñèáî. Îíà â ïîñëåäíåå âðåìÿ êðóòèòñÿ ó ìåíÿ â ãîëîâå.
  ß ïîêàçàë åé áàíêó ñî ñâîåé ÷åëþñòüþ, ÷òîáû îíà ïîíÿëà, ÷òî ÿ íå ìîãó åé îòâåòèòü âñëóõ. Îíà íå ñðàçó ðàçãëÿäåëà â áàíêå çóáû, íî êîãäà îíà ïîíÿëà ÷òî ýòî, íà å¸ ëèöå ÿ ïðî÷åë óæàñ.
— Öåëàÿ ÷åëþñòü?
  ß êèâíóë. ×åëþñòü â áàíêå äåéñòâèòåëüíî âûãëÿäåëà æóòêî, êóñêè ìûøö è êîæè îñîáåííî ïîðòèëè åå âèä. Ïîíÿâ, ÷òî äåâóøêà ïðîñíóëàñü îêîí÷àòåëüíî ÿ ðåøèë âêëþ÷èòü ñâåò. Âñå å¸ ëèöî è òåëî áûëî â îæîãàõ. Îíà áûëà îäåòà â áåëóþ áîëüíè÷íóþ ðóáàøêó, ðóêè è íîãè áûëè ÷àñòè÷íî êðàñíûå, ÷àñòè÷íî ðîçîâûå. ß äîñòàë òåòðàäêó èç ñâîåé ñóìêè è ïðèíÿëñÿ ïèñàòü. "îò÷åãî îæîãè?"
— Ñàìîëåò ñåë áåç øàññè, ýòî ïðèâåëî ê âçðûâó â ñàëîíå, ìíå åùå ïîâåçëî.
  "Êòî-òî ïîãèá? Äàâíî ýòî ñëó÷èëîñü?"
— Äà, íåñêîëüêî ÷åëîâåê ïîãèáëè. Ýòî ñëó÷èëîñü ýòîé íî÷üþ. À ÷òî ñëó÷èëîñü ñ òîáîé?
  È òóò ÿ çàäóìàëñÿ. ß íå ìîã âñïîìíèòü ÷òî ñî ìíîé ñëó÷èëîñü, êàê ÿ ëèøèëñÿ ÷åëþñòè. Êàêèå-òî âîñïîìèíàíèÿ âñïëûâàëè, íî ïî îòäåëüíîñòè îíè íå èìåëè ñìûñëà.
"ß íå ïîìíþ"
— Êàê ìîæíî çàáûòü òàêîå? Êñòàòè, ó òåáÿ òåïåðü ïðîòåç?
"Íåò"
  ß îòòÿíóë íèæíþþ ãóáó òàê, ÷òîáû áûëî âèäíî, ÷òî âíóòðè âñå çàêàí÷èâàåòñÿ íà âåðõíèõ çóáàõ, äàëüøå ïðîñòî ñøèòàÿ ìåñòàìè êîæà.
— Óæàñ! Ýòîãî íå ìîæåò áûòü!
"Ìîãëî áûòü õóæå"
— Äà, íî âñå ðàâíî. Êõì, èçâèíè. ß íèêîãäà òàêîãî ðàíüøå íå âèäåëà.
  Êàæåòñÿ, ó ìåíÿ àìíåçèÿ. ß ñîâåðøåííî íè÷åãî íå ìîãó âñïîìíèòü î ñåáå, êàê áóäòî ìåíÿ íèêîãäà è íå áûëî.
"Ðàññêàæè î âàøåé ïîñàäêå"
— Ýòî ñëó÷èëîñü ñîâåðøåííî íåîæèäàííî. ß ñ ïîäðóãîé ëåòåëà èç Ãåíåâû, ãäå ìû ïðîâåëè äâå íåäåëè. Ìîÿ ïîäðóãà, Ëåðà, î÷åíü áîÿëàñü ëåòåòü. Ìåíÿ ýòî ïî íà÷àëó óäèâèëî, ïîòîìó ÷òî îíà íèêîãäà ðàíüøå íå áîÿëàñü, äàæå êîãäà ìû óëåòàëè â Ãåíåâó îíà áûëà âïîëíå ñïîêîéíà. Õîòÿ, ìîæåò ýòî ñâÿçàíî ñ å¸ ñíàìè. Åé âñå âðåìÿ ñíÿòñÿ êîøìàðû, â êîòîðûõ êòî-íèáóäü äà ãèáíåò. Îíà òàê ÷àñòî ìíå î íèõ ðàññêàçûâàåò, ÷òî ìíå ñàìîé îíè ñêîðî íà÷íóò ñíèòüñÿ. Íó òåáå ýòî ñêîðåé âñåãî íå èíòåðåñíî.  îáùåì â äåíü ïåðåä ïîëåòîì Ëåðà áûëà ñàìà íå ñâîÿ, äàæå âî âðåìÿ ïîëåòà îíà äåðãàëàñü è âñå âðåìÿ ñìîòðåëà â èëëþìèíàòîð. Ïîëåò íà ñàìîì äåëå øåë íîðìàëüíî, ÿ äàæå ñëåãêà ïîäðåìàëà, íî ïîñàäêà áûëà êàêîé-òî ñîâñåì íå ìÿãêîé. Ïåðâîå ñòîëêíîâåíèå ñ ïîñàäî÷íîé ïîëîñîé áûëî ñàìûì ÷óâñòâèòåëüíûì, îäíîâðåìåííî ñ íèì íà÷àëè ïàäàòü êèñëîðîäíûå ìàñêè, íî ÿ íå íàäåëà ñâîþ. Ðàçâå ìåíÿ äîëæíî âîëíîâàòü êîëè÷åñòâî êèñëîðîäà â ìîèõ ëåãêèõ, êîãäà ÿ âîò-âîò ïîãèáíó? Íåò, íó ïðàâäà, êàêîé ñìûñë â ýòèõ ìàñêàõ?
  ß ïîæàë ïëå÷àìè. Ìíå òàê íðàâèëîñü ñìîòðåòü, êàê îíà ãîâîðèò, ìîæåò äàæå äî êàêîé-òî çàâèñòè. ß áû óëûáíóëñÿ, åñëè áû ìîã, ïîñìåÿëñÿ áû, ñêàçàë áû ÷òî-íèáóäü. Íî ÿ íå ìîãó. Íåóæåëè ýòî íàâñåãäà? Âíåçàïíî ÿ îùóòèë ÷óâñòâî íåâåðîÿòíîé ïîòåðè. ß íèêîãäà áîëüøå íå ñìîãó ãîâîðèòü? Íåò, íàâåðíÿêà åñòü êàêèå-íèáóäü îïåðàöèè èëè ïðîòåçû. Åðóíäà. Íî ãëÿäÿ íà òî, êàê ãîâîðèò ýòà äåâóøêà, êàê äâèãàþòñÿ å¸ ãóáû ÿ îùóòèë çàâèñòü.
— Ñíà÷àëà çàãîðåëàñü íàðóæíàÿ ÷àñòü. ß âèäåëà êàê èñêðû âûëåòàëè èç ïîä ñàìîëåòà, äàæå íå ñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñèäåëà ó ïðîõîäà. Ñìóòíî ïîìíþ îòêóäà íà÷àëñÿ ïîæàð, ÿ ñòàðàëàñü íå îòêðûâàòü ãëàçà ïîêà ñêðåæåò è âçðûâû íå óòèõëè. Äàæå íå ñìîòðÿ íà ñèëüíûé æàð. ß áûëà óâåðåíà ÷òî ýòî êîíåö. Íî ÷óäåñà ñëó÷àþòñÿ! Îòêðûâ ãëàçà ÿ óâèäåëà, ÷òî îñíîâíàÿ ÷àñòü ýêèïàæà âûæèëà, ïðàâäà ïîæàð íå óòèõàë è ìû ñ Ëåðîé ïîñïåøèëè ê âûõîäó. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ñàìîëåò âîò-âîò âçîðâåòñÿ, ïðÿìî êàê â êèíî. Íî ýòîãî íå ñëó÷èëîñü. Íàì âñåì î÷åíü ïîâåçëî. ß îòäåëàëàñü ìåëêèìè îæîãàìè, êîãäà ïàðåíü, ñèäåâøèé â öåíòðå ñàìîëåòà ãîðåë êàê íîâîãîäíÿÿ åëêà. È ÿ íàäåþñü îí æèâ, èíà÷å ìíå áóäåò ñòûäíî çà òàêèå ñëîâà. Ïîìíþ êàê îí íå ìîã îòñòåãíóòü ðåìíè áåçîïàñíîñòè, áåäíÿãà…
  Îíà âñå ãîâîðèëà. Ðàññêàçûâàëà òàê, ñëîâíî ìû ñòàðûå ïðèÿòåëè. Êàæäàÿ å¸ óëûáêà áûëà îñòðûì íîæîì äëÿ ìåíÿ. ß ïûòàëñÿ ïðîãíàòü ìûñëè î òîì, ÷òî íàâñåãäà îñòàëñÿ áåç ÷åëþñòè, íî îíè ïðîñòî íå îñòàâëÿëè ìåíÿ â ïîêîå. ß äî ñèõ ïîð íå ìîãó â ýòî ïîâåðèòü. Ìîæåò ýòî ïðîñòî ïëîõîé ñîí? ß áû ýòîãî õîòåë. Òîãäà ÿ íàâåðíÿêà áû ïðîñíóëñÿ ñ÷àñòëèâûé, ÷òî ìîãó ðàçãîâàðèâàòü, åñòü è óëûáàòüñÿ. Ìîæåò äàæå íàïèñàë áû îá ýòîì. Íî ýòî íå ñîí è ÿ ýòî ïîíèìàþ.
— Çàòåì ñêîðàÿ óâîçèëà íàñ ïî íåñêîëüêî ÷åëîâåê è âîò ÿ çäåñü. Êàê-òî òàê.
  ß íàðèñîâàë íà ëèñòèêå óëûáêó è íàïèñàë "çàõâàòûâàþùàÿ èñòîðèÿ". Îíà ñíîâà óëûáíóëàñü. ß âåðíóëñÿ â ñâîþ êîéêó, íå ìîãó áîëüøå âèäåòü å¸ ìèëóþ óëûáêó.
  Óòðîì ïðèõîäèëà ìåäñåñòðà è êîðìèëà ìåíÿ ñ ëîæêè. ×óâñòâîâàë ñåáÿ íè÷òîæåñòâîì, ó êîòîðîãî áóëüîí âûòåêàåò èçî ðòà. Íà âñå ìîè âîïðîñû ïî ïîâîäó ìîåé ñóäüáû îíà íå îòâå÷àëà, âñå âðåìÿ ññûëàëàñü íà äîêòîðà. Êàê æå ÿ íåíàâèæó å¸ óëûáêó. Ñàì äîêòîð ïðèøåë ëèøü ÷åðåç ÷àñ, ïîñëå íàçíà÷åííîãî ìåäñåñòðîé âðåìåíè. Îí ñìîòðåë íà ìåíÿ òàê, ñëîâíî îòñóòñòâèå ÷åëþñòè — òèïè÷íûé ñëó÷àé. Òàê, ñëîâíî åìó íåò äî ìåíÿ äåëà. Ìíå ýòî ïîíðàâèëîñü. Îí ìåíüøå ìèíóòû èçó÷àë ìîþ êàðòî÷êó.
— ×åðåç ïîë÷àñà íà îïåðàöèþ, ïîñëå áóäåòå êàê íîâåíüêèé.
"Ìíå âåðíóò ÷åëþñòü?" íàïèñàë ÿ åìó, êîãäà îí óæå ñîáèðàëñÿ óõîäèòü.
— Äðóæî÷åê, îáúÿñíþ òåáå êîðîòêî è ÿñíî. Ìû óäàëÿåì âñå îñòàâøèåñÿ ïîðàæåííûå îðãàíû, à íå ñòàâèì îáðàòíî ÷åëþñòü. Ÿ íåâîçìîæíî âîññòàíîâèòü. Ìîæåøü ïîñòàâèòü ãîëîñîâîé àïïàðàò èëè îáùàòüñÿ æåñòàìè, íî ãîâîðèòü ñàì òû óæå íå ñìîæåøü. Ìíå æàëü, íî ìåíÿ æäóò äðóãèå ïàöèåíòû. Êñòàòè, Êñåíèÿ, íà êàïåëüíèöó.
  Îí óøåë, à ÿ ïðîäîëæàë ñòîÿòü. ß ïûòàëñÿ ïîíÿòü åãî ñëîâà, õîòÿ è íå õîòåë ïîíèìàòü ýòîãî, íå õîòåë çíàòü ýòîãî. Ìîè ðóêè äðîæàëè, ÿ çàêðè÷àë îò áåçûñõîäíîñòè íàñòîëüêî ãðîìêî, ÷òî äàæå ñ çàêðûòûì ðòîì ýòî çâó÷àëî êàê êðèê.
— Ìíå î÷åíü æàëü.
  Äåâóøêà ïîïûòàëàñü óëûáíóòüñÿ ìíå, âûõîäÿ èõ ïàëàòû. Íåíàâèæó.
  ß ïðèøåë â ñåáÿ âå÷åðîì òîãî æå äíÿ. Îùóòèë áèíòû íà øåå. Ïîõîæå ÿ ñòàíîâëþñü âñå "êðàñèâåå è êðàñèâåå". Òåïåðü ÿ äàæå ìû÷àòü íå ìîãó. Ïîëíàÿ òèøèíà. ß çàâÿçàë áåëûé ïëàòîê íà ïîë ëèöà, ÷òîáû ìîåãî óðîäñòâà íå áûëî âèäíî.
— Êàê òû?
  Êñþøà ñèäåëà âîçëå îêíà. Áèíòû ó íåå áûëè íîâûå. ß ïîäíÿëñÿ ñ êðîâàòè, íî ñâîþ òåòðàäü íå íàøåë. ß ïîêàçàë áîëüøîé ïàëåö, íàïðàâëåííûé âíèç, ÷òîáû ïîêàçàòü, ÷òî âñå ïëîõî. Õîòÿ ýòî äîëæíî áûòü î÷åâèäíî. Ïîòîì ÿ íàïðàâèë óêàçàòåëüíûé ïàëåö íà íåå, ÷òîáû çàäàòü òîò æå âîïðîñ åé.
— ß? Ñî ìíîé âñå áóäåò â ïîðÿäêå. Ïðàâäà ìåíÿ òóò ïîäåðæàò íåñêîëüêî äíåé. Êñòàòè, çàâòðà çàéäåò Ëåðà! Òû äîëæåí ñ íåé ïîçíàêîìèòüñÿ. À ãäå òâîÿ òåòðàäü?
  ß ïîæàë ïëå÷àìè. Òåïåðü ÿ íå ìîãó äàæå íàïèñàòü åé. Íî ÿ õîòÿ áû ìîãó ñëóøàòü å¸.
— ß ñëûøàëà, ÷òî ñêàçàë äîêòîð. Ýòî óæàñíî. Íå ñïðàâåäëèâî, ÷òî â ñòîëü ñîâðåìåííîì ìèðå ìåäèöèíà òàêàÿ áëèçîðóêàÿ. Êàê áóäòî ñ äâàäöàòü âòîðîãî âåêà íè÷åãî íå èçìåíèëîñü.
  Êèâíóë åé. Âíåçàïíî ãîëîâà çàêðóæèëàñü, ÿ îïåðñÿ íà ñòåíó. Ïîñòîÿâ òàê ïàðó ñåêóíä ÿ äâèíóëñÿ â ñòîðîíó êîéêè è ñâàëèëñÿ â íåå.
— Ïîçâàòü âðà÷à?
  Æåñòîì ðóêè ÿ îáúÿñíèë, ÷òî íå íàäî. Íå ïðîøëî è ìèíóòû êàê ÿ ñíîâà ñïàë. Âåðíåå, âûðóáèëñÿ, îòêëþ÷èëñÿ.
  Íà ñëåäóþùèé äåíü ê Êñþøå ïðèøëà Ëåðà. Îíè âûãëÿäåëè êàê ëó÷øèå ïîäðóãè, äàæå êàê ñåñòðû.
— Çíàêîìüòåñü. Ýòî ìîÿ ïîäðóãà — Ëåðà. À ýòî. Õì. Ìîé ñîñåä. Îé, à ÿ âåäü äàæå íå çíàþ êàê òåáÿ çîâóò.
  ß ïîæàë ïëå÷àìè, ÿ äåéñòâèòåëüíî íå ïîìíþ êàê ìåíÿ çîâóò.
— Òîæå íå ïîìíèøü? Ìîæåò â òâîåé êàðòî÷êà íàïèñàíî? Õì. Ïîõîæåå å¸ óíåñëè, êîãäà çàáèðàëè òåáÿ íà îïåðàöèþ. Î, ÿ çíàþ, äàâàé ïðèäóìàåì òåáå íîâîå èìÿ!
  Ïðîçâó÷àëî äîñòàòî÷íî ñòðàííî. Ó ìåíÿ âåäü åñòü íàñòîÿùåå èìÿ, çà÷åì ìíå âûäóìûâàòü íîâîå? Ýòà Êñþøà êàêàÿ-òî ñòðàííàÿ. Âåäåò ñåáÿ, êàê ìàëîëåòíÿÿ äóðî÷êà.
— Ìîæåò Ñàøà? ß êàê-òî ÷èòàëà ðàññêàç ïðî ìàëü÷èêà ïî èìåíè Ñàøà.
  ß îòðèöàòåëüíî ïîìîòàë ãîëîâîé.
— À ìîæåò Èâàí? Áàíàëüíî. Õì. Òîëÿ? Èëè ìîæåò Ãîøà? Õîòÿ íåò, îïðåäåëåííî Ñàøà.
— Êñþøà, óñïîêîéñÿ. Íå âèäèøü, îí íå õî÷åò ÷òîáû òû ïðèäóìûâàëà åìó èìÿ. Âîò, äåðæè.
  Îíà äîñòàëà èç ñóìêè ðó÷êó è áëîêíîò. ß íàêîíåö îáðåë õîòü êàêîé-òî ãîëîñ. Íî èìÿ ìíå òàê è íå óäàëîñü âñïîìíèòü. ß íàïèñàë ïðîñòî "óðîä".
— Òû ÷åãî? Î Áîæå! Ó òåáÿ íåòó íèæíåé ÷åëþñòè? — óäèâëåííî âîñêëèêíóëà Ëåðà.
  ß ïîäíÿë ïëàòîê è îòòÿíóë íèæíþþ ãóáó, ÷òîáû ïîêàçàòü åé. Îíà îòâåðíóëàñü.
— Íèêîãäà òàêîãî íå âèäåëà. Íå äåëàé òàê áîëüøå, ïîæàëóéñòà Õîòÿ ìíå ñíèëîñü ÷òî-òî ïîõîæåå ñåãîäíÿ.
— Ñíîâà òâîè äóðíûå ñíû? ×òî íà ýòîò ðàç?
— ß íå ïîìíþ òî÷íî, ÷òî-òî æóòêîå, êàê-áóäòî ìåíÿ çàãðûç ÷åëîâåê èëè ÷òî-òî òîãî.
"Î÷åíü ìèëàÿ èñòîðèÿ. È ñïàñèáî çà ñðàâíåíèå."
— Äà íåò, òû íå ïîäóìàé. Òû íà íåãî ñîâñåì íå ïîõîæ. Ïðîñòî êîãäà òû ïîêàçàë çóáû, ÿ âäðóã âñïîìíèëà ñîí ïðî òîãî ïàðíÿ ñ îñòðî òîð÷àùèìè êëûêàìè. Òû òóò íå ïðè÷åì.
— Òû ïðîáîâàëà îáðàùàòüñÿ ê ïñèõîëîãó ñ ýòîé ïðîáëåìîé? Òåáÿ âåäü ýòè ñíû óæå äàâíî ìó÷àþò.
— Íåò, ÿ âñå åùå íàäåþñü, ÷òî îíè ïðîéäóò ñàìè. Íî òû ïðàâà, ïîæàëóé åñëè ÷åðåç íåäåëþ ýòî íå ïðîéäåò, òî çàïèøóñü ê ïñèõîëîãó.
  Ãîëîâà ñíîâà çàêðóæèëàñü è íà ýòîò ðàç ÿ íå óäåðæàëñÿ íà íîãàõ. Ïðèøåë â ñîçíàíèå äîñòàòî÷íî áûñòðî, õîòÿ ÷óâñòâî ãîëîâîêðóæåíèÿ íå ïîêèäàëî ìåíÿ, íàïðîòèâ, âûçûâàëî òîøíîòó. Õîëîäíûé êàôåëüíûé ïîë ïðèÿòíî îõëàäèë ìåíÿ è ÿ ñìîã ïîäíÿòüñÿ íà íîãè.  ïàëàòó âáåæàë ìåäáðàò, êîòîðîãî ïîçâàëà Êñþøà. Îí ïîäõâàòèë ìåíÿ, êîãäà ÿ â î÷åðåäíîé ðàç ïîòåðÿë ðàâíîâåñèå è äîâåë äî êîéêè. ×òî ñî ìíîé? ß îùóòèë ïðèâêóñ ñåãîäíÿøíåãî áóëüîíà è êàøè. Îíè ïðîñèëèñü îáðàòíî íàðóæó, ÿ íå ìîã ýòîãî äîïóñòèòü. Ìîè ðóêè äðîæàëè, íî ÿ ñìîã íà íèõ îïåðåòüñÿ, ÷òîáû ñåñòü. ß çàêðûë ãëàçà è çàìåð. ×åì ìåíüøå äâèæåíèé, òåì ìåíüøå áóëüîí äâèãàåòñÿ â âåðõ. Ïîñèäåâ òàê ïàðó ìèíóò ÿ ëåã, íî ýòî áûëà îøèáêà. ß âûëèë èç ñåáÿ áóëüîí âïåðåìåøêó ñ ìàííîé êàøåé, ïðèäåðæèâàÿñü ðóêîé íèæíþþ ãóáó. Åñëè áû ÿ íå îòòÿíóë å¸, ÿ áû ìîã ïðîñòî çàõëåáíóòüñÿ ðâîòîé. ß ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ïîëíûì íè÷òîæåñòâîì. ß áûë æàëîê.  ñâîèõ ñîáñòâåííûõ ãëàçàõ ÿ ïðåâðàòèëñÿ â óðîäà. Äåâóøêè ïîêðèâèëè ëèöà ãëÿäÿ íà ìåíÿ, íî äîâîëüíî òàêè áûñòðî îòâåðíóëèñü.
  Íî÷üþ ÿ íèêàê íå ìîã çàñíóòü, ïàðó ðàç ÿ ñëûøàë ñòóê êàáëóêîâ ìåäñåñòðû, øîðîõè èç ñîñåäíèõ ïàëàò è ñêðèï ñîñåäíåé êðîâàòè. Ìíå áûëî íàñòîëüêî ñòûäíî èç-çà ïðîèçîøåäøåãî ñåãîäíÿ, ÷òî ÿ íå ðåøàëñÿ îáðàòèòüñÿ ê Êñþøå. ß ðåøèë ïðîñòî ïðîãóëÿòüñÿ. Íî÷üþ áîëüíèöà âûãëÿäèò êàêîé-òî õîëîäíîé è çàìêíóòîé, ñëîâíî ÿ âíóòðè èäåàëüíî áåëîãî ëàáèðèíòà. Ýòî ïóãàåò, à ìîæåò ó ìåíÿ ïðîñòî áîÿçíü çàìêíóòûõ ïðîñòðàíñòâ?  ëþáîì ñëó÷àå, ìíå íå íðàâèòñÿ ýòîò êîðèäîð, à ìîæåò è íðàâèëñÿ êîãäà-òî…
— Ïî÷åìó âû íå â ïàëàòå?
  "Êàêîãî ÷åðòà òû ñïðàøèâàåøü ìåíÿ, ñòåðâà?" — ïîäóìàë ÿ.
— Åñëè âû ñåé÷àñ æå íå ëÿæåòå, ÿ âûçîâó âðà÷à.
  Òîëüêî å¸ ìíå ñåãîäíÿ íå õâàòàëî. Îíà ïðåêðàñíî çíàåò, ÷òî ÿ íå ìîãó åé îòâåòèòü! Èçäåâàåòñÿ. Îíà ïîìîðùèëàñü! ß åé ïðîòèâåí. Áîëüøå îíà íå ñêðîåò ñâîå ïðåçðåíèå çà ìåðçêîé óëûáêîé. ß ñõâàòèë å¸ çà ðóêó è øâûðíóë îá ñòåíó, ðàçäàëñÿ êðèê. ß áûñòðî ñõâàòèë å¸ çà ãîðëî, ÷òîáû îíà íå êðè÷àëà è ïîòàùèë â áëèæàéøóþ êëàäîâóþ. Êòî-òî áûñòðî çàõîäèë â êîðèäîðå, ÿ íå ñòàë âûãëÿäûâàòü, íàïðîòèâ, çàïåð äâåðü. Ñíàðóæè ÷òîáû âîéòè íóæåí êëþ÷, íî èçíóòðè äîñòàòî÷íî ïîâåðíóòü çàìîê.
  ×òî-òî ýðîòè÷íîå áûëî â ìåäñåñòðå, ÷üå ãîðëî ñæèìàëà ìîÿ ðóêà. Ìîæåò å¸ ðûæèå êóäðè, ìîæåò âåñíóøêè íà áëåäíîì ëèöå ñî ñëåçàìè, à ìîæåò ñòðàõ â å¸ ñòåêëÿííûõ ñåðûõ ãëàçàõ. Îíà ïî÷òè íå ñîïðîòèâëÿëàñü, îíà áûëà î÷åíü íàïóãàíà, ëèøü ïûòàëàñü îòîðâàòü îò ñâîåãî ãîðëà ìîþ ðóêó, òàê ÷òî ÿ ïðèëîæèë ïàëåö ê ãóáàì, ïûòàÿñü å¸ çàòêíóòü, èíà÷å îíà òàê è çàäîõíåòñÿ. Òóò ëèáî îòïóñêàþ è îíà ìîë÷èò, ëèáî äåðæó ïîêà îíà íå çàìîë÷èò âîâñå. Ÿ äûõàíèå íà÷àëî çàìåäëÿòüñÿ, îíà óñïîêàèâàëàñü, íî äâåðü íà÷àëà äåðãàòüñÿ è äåâóøêà ïðèíÿëà ïîïûòêó âûðâàòüñÿ. Íå ïîçâîëèë, ïëîòíî ïðèæàâ å¸ ê ñòåíå è ïåðåëîæèâ ðóêó ñ ãîðëà íà ãóáû. Ìíå áûëî âàæíî ÷òîáû îíà ìîë÷àëà, à íå çàäîõíóëàñü. ×åðåç êàêîå-òî âðåìÿ âñå çâóêè óòèõëè, îñòàëîñü ëèøü å¸ ÷àñòîå äûõàíèå è ïîòðåñêèâàíèå ëàìïû â íàáèòîé õëàìîì êëàäîâîé. ß îñîçíàâàë, ÷òî çàøåë ñëèøêîì äàëåêî, îáðàòíîãî ïóòè íåò, ïîýòîìó ÿ ðåøèë èäòè äî êîíöà, ÿ âçÿë áåëûé ìåäèöèíñêèé ïëàñòûðü, ëåæàùèé íà îäíîé èç ïîëîê è çàêëåèë åé ðîò. Òåïåðü îíà áûëà ïîõîæà íà ñêóëÿùóþ ñîáàêó, íè÷òîæåñòâî. ß äåðíóë çà êðàé å¸ õàëàòà, ïóãîâèöû ðàçëåòåëèñü â ñòîðîíû. Îíà áûëà îäåòà â áåëóþ ìàéêó, ïîä êîòîðîé âèäíåëîñü áåëîå êðóæåâíîå áåëüå, ñëîâíî ñòðèïòèçåðøà, êîòîðîé ÷òîáû îñòàòüñÿ â áåëüå íóæíî âñåãî ëèøü ñíÿòü õàëàò. Íó è øëþõà. Âñå ýòî âðåìÿ îíà ïðîäîëæàëà ïëàêàòü, äàæå ïîïûòàëàñü óäàðèòü ìåíÿ, íî ðóêè å¸ äðîæàëè, ÿ áûñòðî ïåðåõâàòèëè èõ è øâûðíóë å¸ îá ñòåíó áåç ïîëîê. Ïîñëå òîãî êàê ýòî íè÷òîæåñòâî óïàëî, ÿ ïîäíÿë å¸ çà âîëîñû è ïðèæàë ëèöîì ê ñòåíå, à çàòåì ðàññòåãíóë ñâîè äæèíñû è âñòàâèë åé ñçàäè. Îíà ìåíÿ âîçáóæäàëà, ÿ õîòåë å¸ èçíàñèëîâàòü íå êàê äåâóøêó, à êàê âåùü. Ÿ áîëüøèå ãðóäè óïèðàëèñü â ñòåíó, ÿ çàñóíóë ðóêè ïîä ÷àøå÷êè è íà÷àë ñæèìàòü èõ. Îíà ïî÷òè êðè÷àëà, ÷òî âîçáóæäàëî ìåíÿ åù¸ ñèëüíåå è ÿ ïðèæèìàë å¸ êàê ìîæíî ñèëüíåå ê ñòåíå, ââîäÿ òàê ãëóáîêî, êàê òîëüêî ìîã. ß áû óêóñèë å¸ øåþ äî êðîâè, åñëè áû ìîã, íî ÿ êàëåêà, â îòëè÷èå îò ýòîé øëþõè — ìåäñåñòðû. Äàæå åé äîñòóïíû íîðìàëüíûå ÷åëîâå÷åñêèå ýìîöèè è ãîëîñ, ýòî òàê íå ñïðàâåäëèâî. ß âûòàùèë èç íåå ÷ëåí, êîòîðûé áûë â êðîâè, ðàçâåðíóë å¸ ëèöîì êî ìíå è, ïðèæàâ ñïèíîé ê ñòåíå, íà÷àë äóøèòü. Îíà ïîäíÿëà ðóêè ââåðõ, äàæå íå ïûòàÿñü ñîïðîòèâëÿòüñÿ, íàèâíàÿ, âèäèìî, äóìàåò ÷òî ÿ óñïîêîþñü åñëè îíà íå áóäåò äåðãàòüñÿ. Òîãäà ÿ ââîæó åé ñïåðåäè, ïðîäîëæàÿ äóøèòü îäíîé ðóêîé è òóò îíà óæå íà÷èíàåò õâàòàòüñÿ çà ìîè ðóêè, äàæå ïûòàåòñÿ âûêîëîòü ìíå ãëàç áîëüøèì ïàëüöåì ïðàâîé ðóêè, êîòîðûé ÿ ñðàçó âûëàìûâàþ. Áîëüøå îíà íå ñîïðîòèâëÿåòñÿ, ëèøü õâàòàåòñÿ çà ñâî¸ ãîðëî ïîâåðõ ìîåé ðóêè. Êîãäà ÿ êîí÷èë â íåå îíà óæå íå äûøàëà.
  Ñìóòíî ïîìíþ êàê ÿ äîáðàëñÿ äî êëàäáèùà, íî êîãäà îêàçàëñÿ íà ìåñòå íîãè ïðîñòî îòâàëèâàëèñü. Íî÷ü áûëà ñâåòëàÿ è õîòÿ âåòðà îñîáî íå áûëî, âñå ðàâíî ñòîÿë ñèëüíûé ìîðîçåö. ß ñáðîñèë òåëî íà âëàæíóþ çåìëþ è óñåëñÿ ðÿäîì. Òàùèë å¸ íà ïëå÷å èç áîëüíèöû ÷àñ, åñëè íå áîëüøå, õîðîøî, ÷òî îíà îêàçàëàñü òàêîé ëåãêîé. Êèëîãðàìì 60 èëè ãäå-òî â ýòîé îáëàñòè. ß áûñòðî íàøåë íàèáîëåå ñâåæóþ ìîãèëó è ïðèíÿëñÿ ðàñêàïûâàòü å¸ ðóêàìè. Ìîêðàÿ ãðÿçü çàáèâàëàñü ïîä íîãòè, íî çåìëÿ áûëà äîñòàòî÷íî ñâåæàÿ è ëåãêî ïîääàâàëàñü. Ïîõîæå äíåì áûë äîæäü. ß óñòàë, õîòåëîñü ñåñòü è îòäîõíóòü, íî ÿ íå ïîçâîëèë ñåáå. ß ìîãó ñëó÷àéíî çàñíóòü, íèêòî íå äîëæåí îáíàðóæèòü ìåíÿ çäåñü äíåì, äà åùå è ñ òðóïîì ýòîé øëþõè. Íóæíî ïðîäîëæàòü êîïàòü.
  Êîãäà ñ ïàëüöåâ íà÷àëà ñëåçàòü êîæà, à êðîâîòî÷àùèå ïîðåçû íå ÷óâñòâîâàëè çà áîëüþ çåìëè, ÿ ðåøèë îñòàíîâèòüñÿ. Äî ãðîáà áûëî äàëåêî, íî è îò ïîâåðõíîñòè áûëî ïðèëè÷íî. ß çàêîïàë òåëî ìåäñåñòðû è ðàçãëàäèë ïîâåðõíîñòü, ïîñòàðàëñÿ ïðèäàòü òîò æå âèä, êîòîðûé áûë òóò äî ìåíÿ. Îò ìîãèëû äî âîðîò êëàäáèùà ÿ øåë â îäíèõ íîñêàõ, ÷òîáû íå îñòàâèòü ñëåäîâ îò îáóâè. Òåïåðü íàäî âåðíóòüñÿ â áîëüíèöó, â ñâîþ ïàëàòó. Ìåíÿ íå çàïîäîçðÿò, åñëè íå îáíàðóæàò ìîåãî èñ÷åçíîâåíèÿ.
  ß ìåäëåííî ïëåëñÿ òîé æå äîðîãîé, ïî êîòîðîé ÿ øåë ê êëàäáèùó. Ïóñòîé ñóïåðìàðêåò ñâåðêàåò òàáëè÷êîé "24 ÷àñà" îñâåùàÿ óëèöó íàðÿäó ñ òóñêëûìè ôîíàðÿìè. Êàê è â ïðîøëûé ðàç íà ìåíÿ îáåðíóëèñü áîìæè. Îíè, âåðîÿòíî, óäèâëåíû, ÷òî ÿ âîçâðàùàþñü áåç äåâóøêè, à âïðî÷åì, êàêîå èì äî ìåíÿ äåëî? Ê ñ÷àñòüþ â ýòè äíè ìàøèíû ïî÷òè íå åçäÿò, õîòÿ âðåìÿ èäåò ê óòðó. Òåïåðü âñå ïîëüçóþòñÿ ìåòðî è íà óëèöàõ ïóñòî. ß îêîí÷àòåëüíî çàìåðç, êîãäà äîáðàëñÿ äî áîëüíèöû.

www.proza.ru

«Уже больше двадцати лет я ищу…»

21 октября 1907 года ряды первооткрывателей предстояло пополнить Отто Шётензаку — преподавателю из Гейдельбергского университета. Прочитав биографию этого человека, думаешь: такое могло случиться только на заре палеоантропологии! Дело в том, что первые 30 лет своей жизни Шётензак вовсе не собирался становиться ученым. Получив образование аптекаря, молодой человек основал предприятие «Hofmann & Schoetensack OHG», ставшее впоследствии крупным химическим заводом, производившим эфир и хлороформ. Дела Отто шли хорошо, но вредное производство подорвало его здоровье. И вот, продав завод, обеспечив себя и семью, Шётензак получил возможность посвятить свою жизнь тому, что его давно занимало — естественным наукам. Переехав с семьей во Фрайбург, Шётензак занялся изучением геологии, антропологии, палеонтологии в местном университете, где защитил в 1885 году диссертацию на тему минералогии нефрита. Переехав затем в Гейдельберг, Шётензак всё больше увлекался темой эволюции. Будучи приверженцем теории Дарвина, он мечтал найти переходную форму между обезьяной и человеком. Ученого заинтересовали геологические отложения в окрестностях города. Для поисков Шётензак выбрал деревушку Мауэр в 10 км на юго-восток от Гейдельберга. Здесь располагался песчаный карьер господина Реша, который относился к палеонтологическим изысканиям с глубоким почтением. Он объяснил своим рабочим важность останков, которые они могут обнаружить в карьере. Благодаря Решу и его работникам, Шетензак смог описать несколько интересных видов ископаемых млекопитающих. Среди находок выделялся хорошо сохранившийся череп древнего слона с прямыми бивнями. Но отсутствие человеческих костей приводило Отто в отчаяние:

«Уже больше двадцати лет я ищу в разработках песчаного карьера Графенштейн под Мауэром следы человека. Безуспешно пытался я обнаружить остатки угля и костров. Небольшие роговики, в основном из встречающегося в окрестностях известняка, не носят никаких следов обработки. Острые осколки костей, которые я дома старательно очищал от песка, окаменевшего от углекислой извести, с целью обнаружить следы обработки, сплошь оказывались обломками естественного происхождения. Оставалось только надеяться, что среди многочисленных костей млекопитающих когда-нибудь попадутся и костные остатки человека. Господин Реш, у которого научные изыскания всегда вызывают большой интерес и полное понимание, любезно согласился немедленно известить меня о возможной находке». 

antropogenez.ru