У ребенка неправильный прикус что делать


Красивая детская улыбка – счастье для родителей. Но немногие знают, что следить нужно не только за здоровьем и внешним видом зубок малыша. Кроху нужно в 5 лет познакомить с ортодонтом, который определит, правильно ли формируется у малыша прикус. Врач сказал, что у ребенка проблемы? Не переживайте, мы расскажем вам, как проводится лечение аномалий прикуса у деток.

Содержание

  • Почему нормальный прикус очень важен
  • Почему развивается неправильный прикус
  • Как определить, что у малыша неправильный прикус
  • Виды аномалий прикуса
  • Диагностика
  • Как проходит лечение
  • Что будет после лечения
  • Осложнения

Почему нормальный прикус очень важен

Рассматривать прикус отдельно от всего организма – это неправильно, так как формирование прикуса тесно связано со многими функциями и работой как отдельных органов, так и целых систем:

  1. Внутриутробное развитие плода.

  2. Развитие малыша в первый год его жизни.
  3. Вид вскармливания (грудное или искусственное).
  4. Инфекционные заболевания (в том числе и хронические).
  5. Вредные привычки (сосание пальца, например).
  6. Бруксизм (скрежетание зубами).
  7. Продолжительное сосание пустышки.
  8. Неправильно подобранная соска (нужно покупать специальную ортопедическую).
  9. Тип дыхания ребенка (естественное через рот или носовое).
  10. Сроки потери молочных зубов и прорезывания постоянных.

Если аномальный прикус не исправить, в будущем могут возникнуть серьезные нарушения в работе организма, ведь все, как вы видите, взаимосвязано.

Почему развивается неправильный прикус

Прикус формируется постепенно, начиная с периода новорожденности. И есть факторы, которые увеличивают риск развития различных аномалий прикуса:

  1. Искусственное вскармливание

Ребенок рождается с укороченной нижней челюстью, но благодаря естественному вскармливанию (сосанию груди) его челюсть постепенно приобретает правильную форму и размер. Если же наладить грудное вскармливание не удалось, серьезно подойдите к выбору соски для смеси: отверстие должно находиться снизу и не быть слишком большим.

Также сама соска не должна быть очень широкой. Так язычок крохи будет находиться в правильном положении, также очень  важно, чтобы малыш прилагал усилия в процессе сосания (этому способствует небольшое отверстие и тонкая шейка соски).

  1. Частые заболевания носа и горлышка.

В результате частых ОРВИ, насморков, ангин и прочих недугов нарушается носовое дыхание, в результате чего малыш дышит ртом. Это ведет к неправильному развитию костей черепа и лица.

  1. Продолжительное сосание пустышки

Нельзя злоупотреблять пустышкой, ее можно давать максимум на 15 минут перед сном и чтобы успокоить малыша. Длительное ее сосание также ведет к нарушению прикуса.

  1. Наследственность

Если у кого-то из родственников были проблемы с прикусом, возрастает вероятность того, что с малышом случится то же самое.

  1. Искривление носовой перегородки

Малыш может родиться с такой аномалией, а может приобрести ее в процессе падения или других травм. Если вы знаете о такой особенности своего ребенка, не запускайте проблему, обращайтесь к специалистам.

  1. Увеличенные аденоиды

Аденоиды не только усложняют носовое дыхание, но и вообще являются серьезной проблемой. Поэтому наблюдайтесь у отоларинголога, если у малыша имеется такая особенность.

  1. Проблемы с позвоночником

Если у вашего крохи есть проблемы с позвоночником, нарушена осанка, обязательно сводите его на консультацию к ортодонту.

Как определить, что у малыша неправильный прикус

Вы можете самостоятельно определить аномальный прикус у крохи по некоторым признакам:


  • явные щели между зубками,
  • наличие кривых зубов,
  • общая кривизна зубных рядов,
  • неестественный овал лица,
  • частые головные боли и дискомфорт в жевательных мышах,
  • неестественное смыкание челюстей,
  • если крохе тяжело жевать пищу,
  • затруднена функция глотания.

Виды аномалий прикуса

В зависимости от того, какие факторы влияли на развитие прикуса, в каких условиях рос малыш, и от его индивидуальных особенностей зависит вид сформировавшегося неправильного прикуса:

  • мезиальный прикус – нижняя челюсть неестественно выступает вперед,
  • дистальный прикус — верхняя челюсть преобладает над нижней,
  • перекрестный прикус – смешение зубных дуг по отношении друг к другу,
  • открытый прикус – несмыкание резцов или коренных зубов, когда рот закрыт,
  • глубокий прикус – верхние резцы перекрывают нижние более, чем наполовину.

Диагностика

Ребенка с аномальным прикусом необходимо показать следующим специалистам:

  1. Стоматолог.
  2. Отоларинголог.
  3. Логопед.
  4. Пародонтолог.

Для диагностики чаще всего проводятся такие исследования:

  • панорамный снимок зубов,
  • рентгенография черепа,
  • фотографии лица в разных проекциях,
  • с челюстей ребенка снимается альгинатный лепок, по которому изготавливается диагностическая модель зубных рядов из гипса.

На основе всех данных и результатов исследований определяется тип аномального прикуса, а также разрабатывается тактика лечения.

Как проходит лечение

Раньше специалисты рекомендовали начинать лечение детей только после смены молочных зубов постоянными. Коррекция проводилась исключительно с помощью брекет-систем. Сегодня же детская ортодонтия дает возможность корректировать такие проблемы уже с 5 лет.

Конечно же, вид и методика коррекции будет зависеть от многих факторов, которые хороший специалист обязательно возьмет во внимание перед налом лечения:

  • степень выраженности и вид аномалии прикуса,
  • общее развитие крохи,
  • состояние эмали,
  • наличие системных и хронических заболеваний,
  • общее состояние организма.

Если проблемы у малыша только начинаются или неярко выражены, специалист может использовать для коррекции следующие методы:

Специальная гимнастика

Это комплекс специальных упражнений, которые необходимо будет делать ребенку дома ежедневно не протяжение нескольких месяцев. Такая гимнастика укрепляет и развивает мышцы лица, в результате чего кости и мускулатура челюсти начинают расти и формироваться правильно. Налаживается функция глотания, жевания, исчезают дефекты речи.


Пластины и трейнеры

Пластины изготавливаются из легкого безопасного материала индивидуально. Это приспособление формирует правильное положение языка во рту, ориентирует рост костей в нужном направлении, а также способствует правильному формированию овала лица.

Трейнеры изготавливаются из силикона и идеально подходят малышам, у которых слишком короткие зубки.

Такие приспособления не нужно носить постоянно. Чаще всего их необходимо  надевать на ночь и на пару часов днем.

Хирургические манипуляции

Бывает, что для успешного лечения необходимо подрезать неправильно расположенную уздечку губ. Это несложная операция, после которой ребенок уже через несколько дней приходит в норму.

Учтите, гимнастика и съемные ортодонтические аппараты помогают лишь в период активного роста челюсти. Но когда все кости лицевого скелета уже окончательно сформировались, коррекция проводится с использованием брекетов.

Учтите, что перед тем, как установить брекет-систему, врач обязательно вылечить вашему крохе все кариозные зубки, а также снимет налет и камень с эмали. Кроме того, брекеты могут плохо повлиять на состояние эмали, поэтому врач может провести манипуляции по ее укреплению.

Брекеты можно устанавливать тем деткам, у которых уже есть 4-6 постоянных зубов, так как систему нужно за что-то закрепить.

Аппарат изготавливают индивидуально по слепку челюстей маленького пациента. Носить его нужно около 1,5 – 2 лет.

Основные правила, которые необходимо соблюдать  в период ношения брекетов:


  • тщательно следить за гигиеной ротовой полости (врач расскажет и покажет вам, как это нужно делать правильно),
  • соблюдать диету,
  • проводить мероприятия по укреплению эмали,
  • регулярно посещать врача для подгонки и коррекции системы,
  • аккуратно обращаться с брекетами, избегать поломок.

Не переживайте, сегодня выбор брекетов велик: ваш малыш не будет комплексовать из-за «железа» на зубах. Современная ортодонтия дает возможность устанавливать практически невидимые брекеты. Их «невидимость» достигается благодаря материалам, из которых изготавливается система: пластик, керамика.

Кроме того, если врач все же порекомендует вашему ребенку металлические брекеты, не расстраивайтесь. Можно вместе с ребенком подобрать к системе цветные лигатуры (резиночки), с помощью которых ребенок может подчеркнуть свою индивидуальность и удивить друзей.

Что будет после лечения

Если ваш кроха прошел лечение брекетами, на этом коррекция не заканчивается. После снятия системы начинается ретенционный период, когда результаты коррекции нужно закрепить. Осуществляется это с помощью специальных приспособлений – ретейнеров.

Аппарат нужно надевать на ночь, а также на непродолжительный период днем. Так вы закрепите результат коррекции, и зубки малыша не разъедутся вновь. Не игнорируйте ретейнеры, так как без них проблема очень быстро вернется, и придется начинать все сначала.

Осложнения


Вы должны знать, что неправильный прикус – явление далеко не безобидное и часто влечет за собой массу проблем со здоровьем. Это не только проблемы с самооценкой и множество комплексов, а и возможные более серьезные последствия:

  • К 30 годам у вашего ребенка начнутся проблемы с деснами. Шейки зубов будут постепенно оголяться, зубы начнут шататься. Так развивается опасное заболевание – пародонтоз.
  • Возможны проблемы с ЖКТ, перевариванием пищи.
  • Ассиметрия овала лица.
  • Проблемы с дикцией.
  • Трудности в процессе имплантации.
  • Частые болезни ЛОР-органов.
  • Нарушение функции глотания.
  • Проблемы с височно-нижнечелюстным суставом.
  • Частые головные боли.
  • Остеохондроз.
  • Повышенная истираемость эмали.
  • Бруксизм.

detstoma.ru

Прикус зубов: правильный и неправильный

Физиологический

Физиологический прикус — это правильный прикус, когда верхняя челюсть на одну треть прикрывает нижние резцы. Скученность зубов при этом отсутствует. Идеальный прикус встречается очень редко. Чаще встречаются малые отклонения от нормального положения.

Физиологический прикус подразделяется на:


  1. ортогнатический — правильное положение челюстей с частичным прикрытием верхними зубами нижних;
  2. прогенический — часть зубов при смыкании выдвинута немного вперед;
  3. прямой — зубы точно смыкаются и образуют прямую линию;
  4. випрогнатический — оба зубных ряда при смыкании устремлены вперед.

Неправильно сформированный прикус — это не только появление комплексов из-за “неправильной” улыбки, но появление проблем со здоровьем:

Фото 3

  • проблемы с желудочно — кишечным трактом, так как пища переваривается неправильно;
  • плохая дикция, дефекты речи;
  • неправильное дыхание;
  • сложности при глотании.

Чтобы не возникало данных патологий во взрослом возрасте, лучше решить проблему с детства.

Почему возникает неправильное смыкание челюстей?

Существует несколько причин возникновения данной патологии:

  • наследственность. Если у родителей был неправильный прикус, чаще всего он предается по наследству ребенку. Чтобы предотвратить развитие аномалий рекомендуется показать ребенка врачу ортодонту в возрасте от трех до пяти лет. Это наиболее благоприятный возраст для выравнивания зубного ряда.

  • Фото 4привычка брать в рот различные предметы. Такие как игрушки, пустышки и бутылочки с неправильной формой соски. Жевание таких предметов может сформировать данную проблему. По совету ортодонта можно подобрать правильные соски с отверстием для языка, расположенным снизу, а от пустышек лучше отказаться до возраста в один год.
  • молочные зубы. Когда на смену молочным растут постоянные зубы им становится мало места. Молочные зубы расположены плотно друг к другу, а постоянные требуют свободного пространства. Поэтому зубы могут нарастать друг на друга.
  • мягкая пища. Также отрицательно влияет на челюстно — лицевой аппарат, так как практически отсутствует процесс жевания.

Вот из-за чего возникают проблемы с зубами.

Аномалии

Аномалии прикуса — это существенное отклонения от нормы при смыкании верхней и нижней челюсти.

Виды аномалий смыкания различают следующие:

  1. дистальный — либо передний ряд выдвинут вперед, а нижний назад, либо наоборот. Это возникает из — за того что верхний ряд более развит чем нижний.

  2. глубокий — резцы верхнего ряда существенно покрывают нижние, иногда более чем наполовину.
  3. открытый — при смыкании образуются щели, и ряды не контактируют друг с другом.
  4. перекрестный — возникает при недоразвитии той или иной стороны челюстного ряда.
  5. мезиальный — патология противоположна дистальной, когда верхний челюстной ряд уступает в развитии нижнему.
  6. дистопия — при данной аномалии зубы занимают не свои места по норме.
  7. диастема — резцы находятся на расстоянии друг от друга, примерно 1-6 миллиметров.

Когда лучше начинать лечение патологии?

Фото 6Врачи рекомендуют обращаться к ортодонту как можно раньше.

Проблема может зародится уже в возрасте 1 года.

Обращаться за консультацией рекомендуется с пятилетнего возраста, тогда лечение наиболее благоприятно и эффективно.

В подростковом периоде постоянные зубы сформированы, лечение может быть длительным — от двух до шести лет понадобится ношение специальных конструкций.

На данный момент известен список болезней и нарушений в организме ребенка, которые способны вызвать изменение прикуса.

В группе риска дети, имеющие следующие проблемы со здоровьем:

Фото 7

  • аллергики, имеющие аденоиды — то есть с неправильным дыханием;
  • искривления позвоночника — лордоз, кифоз, сколиоз;
  • с привычками грызть все подряд;
  • генетически предрасположенные;
  • с нарушениями в нервной системе;
  • диабетики.

Что делать, если неправильный прикус у ребенка?

Фото 8Развитие научных технологий в медицине достигло больших успехов и сегодня можно легко исправить проблему неправильного прикуса.

Перед выбором метода лечения следует проконсультироваться у ортодонта, который после осмотра установит диагноз.

Самостоятельно определить подходящий метод лечения и конструкцию исправления прикуса для ребенка не получится, так как без специальных знаний и соответствующей квалификации человек не сможет подобрать и приобрести необходимые предметы.

Методы исправления

Исправление прикуса возможно в любом возрасте, а курс лечения для каждого пациента подбирается индивидуально.

На данный момент доступны следующие варианты исправления аномалий прикуса:

  • миотерапия. Процедура заключается в разработанном специалистами комплексе специальных упражнений для развития и укрепления челюстного аппарата и мимики у детей до 6 лет. Упражнения выполняются исключительно под наблюдением взрослого. Главное — правильность и серьезность выполнения. Регулярные занятия со временем дают заметный внешне эффект;
  • аппаратный метод — включает в себя применение конструкций для исправления положения зубов и челюсти. Процедура назначается в возрасте старше 6 лет. Различные съемные пластинки и брекеты способны со временем правильно направлять зубы.
  • проведение операции. Радикальный метод исправления прикуса. Рассматривается только в сложных ситуациях, когда присутствует несколько серьезных аномалий.
  • ортопедический метод. Включает в себя использование виниров. Но у этого метода есть свои противопоказания, подходит он не всем. Назначение данного способа лечения зависит от степени искривленности зубов.
  • комплексный способ. Это комплексное применение различных методов на пути к исправлению прикуса. Данный вариант можно осудить с лечащим врачом после осмотра.

Фото 9Съемные пластинки не требуют постоянного ношения, их обычно снимают во время приема пищи, чистки аппарата или же при дискомфорте у малыша.

При носке такой простой конструкции уже с раннего возраста можно забыть о проблеме неправильного прикуса навсегда.

Пластинка стимулирует челюстные мышцы, расширяет челюсть, в результате чего зубы выстраиваются в правильном направлении.

Трейнеры — силиконовые конструкции, которые имеют тот же эффект. Сделанные специально для лечения неправильного прикуса у маленьких детей. Подобную конструкцию изготавливают не многие производители. Носить трейнеры следует ночью или по три часа в день.

Брекет — система ставиться после того, как у ребенка сформировались постоянные зубы. Есть несколько видов брекетов: сапфировые, керамические и металлические. Подбирается по результатам консультации у доктора.

Полезное видео

Видео о методах исправления неправильного прикуса у детей:

Зная о важности правильного расположения зубного ряда становится понятно, почему иметь правильный прикус важно не только для эстетического удовлетворения, но и для здоровья в целом. Поэтому своевременное лечение поможет избежать развития множества заболеваний у малыша. Чтобы не пропустить какие-либо нарушения в физическом развитии ребенка, необходимо проходить регулярный осмотр в поликлинике.

zubki2.ru

Причины

Врачами установлены несколько предпосылок, которые приводят к формированию патологического прикуса.

  1. Нарушение внутриутробного развития, вследствие чего неправильно прорезываются отдельные зубы или происходят изменения в височно-нижнечелюстном суставе.
  2. Нарушение роста и развития костей лицевого скелета.
  3. Генетическая предрасположенность.
  4. Использование сосок и пустышек после шестимесячного возраста или после того, как у ребенка прорезались первые зубы.
  5. Родовая травма.
  6. Раннее удаление молочных зубов.
  7. Множественные поражения кариесом.
  8. Недостаточное количество кальция и фтора в формирующемся организме.
  9. Травмы зубов и челюстных костей.
  10. Несбалансированное и скудное питание.

Формирование патологического прикуса может происходить по одной причине, либо в результате их сочетанного влияния. Для предупреждения проблем в будущем рекомендуется посетить ортодонта для консультации не позднее, чем в 3 — 4 года.

Кто в группе риска?

С особым вниманием следует отнестись к тем детям, у которых в анамнезе присутствуют следующие предрасполагающие факторы:

  • неправильный прикус, имеющийся у взрослых и передающийся из поколения в поколение;
  • нарушение носового дыхание на фоне разрастания аденоидов, аллергических реакций или частых простудных заболеваний;
  • приобретенные системные болезни (сахарный диабет, патология костно-мышечного аппарата или нервной системы);
  • врожденное нарушение осанки;
  • вредные привычки (сосать палец или соску, грызть ногти или ручку, жевать пищу преимущественно передними зубами, поддерживать подбородок рукой). (фото 3)

Виды неправильного прикуса

На сегодняшний день в современной стоматологии врачи применяют несколько различных классификаций видов неправильного прикуса. Различные систематизации могут подразумевать одно и тоже проявление патологии, однако при этом нарушения имеют различные наименования. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды изменений прикуса.

Дистальный прикус

Его основная особенность — расположение нижней челюсти кзади, при этом нарушается ключ окклюзии, т.е. физиологическое смыкание шестых и третьих зубов, и нижний первый моляр имеет более дистальное положение по сравнению с аналогичным зубом на верхней челюсти, а верхний клык располагается перед межзубным промежутком между третьим и четвертым зубом. В различных источниках можно встретить несколько вариаций наименования данного нарушения: прогнатия, прогнатический прикус, дистоокклюзия, постериальный прикус.

Клинически патология проявляется:У ребенка неправильный прикус что делать

  • выпуклый профиль лица;
  • укороченный нижний отдел лицевого скелета;
  • выраженные носогубные складки;
  • чаще всего в расслабленном положении губы не смыкаются;
  • при чрезмерной выраженности дистального прикуса у ребенка может нарушаться жевание, глотание и дыхание.

Помимо этого, при дистальном прикусе происходят функциональные нарушения. Из-за того, что верхние резцы значительно выступают вперед, образуется саггитальная щель. Это затрудняет процесс откусывания и пережевывания пищи. Преобладание ротового дыхания приводит к тому, что изменяется форма губ, а также пересыхают слизистые оболочки полости рта. Вследствие того, что губы не смыкаются, это, в свою очередь, ведет к изменению положения языка. Неправильное перераспределение давления мышц щек и языка приводит к еще большему сужению нижней челюсти, выступанию верхних зубов вперед и усугубляется длина резцового перекрытия.

Мезиальный прикус

При такой разновидности зубочелюстной аномалии нижняя челюсть значительно выступает вперед, при этом верхние клыки располагаются позади межзубного промежутка между третьим и четвертым зубами нижней челюсти. Клиническая картина мезиального прикуса следующая:У ребенка неправильный прикус что делать

  • вогнутый профиль;
  • выступающий подбородок;
  • западание верхней губы;
  • укорочение нижней части лица;
  • выступание нижней челюсти вперед.

Синонимичными названиями мезиального прикуса являются: мезиоокклюзия, прогения, прогенический прикус, 3 класс по классификации Энгля.

Глубокий прикус

Глубокое перекрытие относится к нарушениям соотношения зубных дуг в вертикальной плоскости. При этом у ребенка наблюдается значительное перекрытие нижних резцов верхними зубами (более 2/3 высоты клинической коронки).

Для обозначения глубокого прикуса ортодонты используют такие понятия, как понижающий или травмирующий прикус, а также глубокое резцовое перекрытие.У ребенка неправильный прикус что делать

При визуальном осмотре удается обнаружить следующие особенности:

  • зубоальвеолярное укорочение в боковом отделе челюсти;
  • зубоальвеолярное удлинение в переднем отделе челюсти;
  • атипичная форма верхних резцов, их чрезмерно крупный размер.

Клинические признаки зависят от того, с какой формой прикуса сочетается данная патология.

  1. Нейтральный прикус – скученность передних верхних зубов, некоторое уплощение зубной дуги. Режущие края нижних резцов могут повреждать слизистую оболочку переднего отдела неба, а резцы верхней челюсти – межзубные сосочки и наружной стороны десны.
  2. Дистальный прикус – передние зубы нижней челюсти упираются в небо и зачастую травмируют его. За счет того, что верхние резцы имеют чрезмерную величину, происходит блокирование нижней челюсти, т.е. создаются условия, при которых ее рост становится практически невозможным.
  3. Мезиальный прикус – наблюдается обратное резцовое перекрытие, когда нижние зубы выступают вперед и перекрывают верхние резцы.

Основными причинами, которые приводят к такому соотношению челюстей, являются кариозные и некариозные поражения зубов в боковых отделах, за счет чего происходит их истирание, уменьшение высоты клинической коронки и, как следствие, понижение прикуса. Также влияние оказывает ранняя утрата молочных зубов или первых постоянных моляров.

Открытый прикус

Как и глубокий прикус, данная разновидность нарушений относится к вертикальным аномалиям расположения челюстей. При этом между передними верхними и нижними зубами образуется щель, которая не исчезает даже при плотном смыкании премоляров и моляров. Она может быть как симметричной, так и неравномерной. Если открытый прикус наблюдается в боковом отделе челюстей, то щель бывает как односторонней, так и двухсторонней.У ребенка неправильный прикус что делать

Возникает открытый прикус либо из-за врожденных нарушений, либо на фоне негативного влияния вредных привычек. Поэтому если родители заметили, что малыш начал регулярно сосать палец, грызть карандаш или ногти, то необходимо постараться его отучить как можно скорее.

Открытое соотношение челюстей способно развиваться в различные периоды формирования прикуса. Это значит, что данная патология встречается у детей с молочными и постоянными зубами. Также как и глубокий, открытый прикус бывает нейтральным, дистальным и мезиальным.

Выраженность аномалии измеряется в расстоянии между зубами верхней и нижней челюсти:

  • 1 степень – не более 5 мм;
  • 2 степень – от 5 до 9 мм;
  • 3 степень – свыше 9 мм.

Перекрестный прикус

Существуют несколько определений, характеризующих перекрестный прикус: косой, вестибулоокклюзия, лингвоокклюзия и другие. Зачастую возникает в период внутриутробного развития, когда происходят нарушения формирования костного скелета малыша. Также патология передается генетически либо в результате возникновения таких болезней, как остеомиелит, рахит или полиомиелит. Немаловажную роль играют и вредные привычки. Обращайте внимание, если ребенок подбирает подбородок рукой, постоянно спит только на одном боку.У ребенка неправильный прикус что делать

Существует несколько разновидностей перекрестного прикуса

  1. Лингвальный – когда зубы сомкнуты в соотношении центральной окклюзии, то небные бугры верхних моляров перекрывают щечные бугры нижних. Бывает как односторонним, так и двухсторонним.
  2. Буккальный – при смыкании зубных рядов щечные бугры верхних зубов перекрывают одноименные бугры нижних.
  3. Смешанный – сочетанная патология межзубного соотношения.

Перекрестный прикус может сопровождаться смещением нижней челюсти. В такой ситуации клинические симптомы сильно выражены:

  • у ребенка наблюдается асимметрия лица;
  • возникают затруднения при жевании;
  • дислалия;
  • различные виды нарушений с левой и правой стороны.

Симптомы

Существуют очевидные признаки неправильного прикуса зубов, которые заметны даже человеку без медицинского образования.

  1. Искривления и поворот по оси зубов.
  2. Чрезмерное выдвижение нижней челюсти вперед либо наоборот, преобладание размеров верхней челюсти.
  3. Наличие щели между центральными резцами.
  4. Расположение клыков вне зубной дуги.
  5. Скученность зубов, особенно часто характерная для переднего отдела нижней челюсти.
  6. Чрезмерное перекрытие нижних резцов верхними.
  7. Обратное положение челюстей.

Помимо эстетических недостатков, при зубочелюстных аномалиях дети могут жаловаться на то, что им сложно жевать и проглатывать пищу. Также порой ребенка беспокоит постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости острыми краями зубов, а также затрудненное носового дыхание и от этого вынужденное открытое положение рта, из-за чего пересыхают слизистые оболочки. Нередко неправильный прикус даже у маленького ребенка, которому 2 или 3 года вызывает боли в лицевых и жевательных мышцах, а также приступы головных болей.

При внимательном рассмотрении можно заметить, что у таких детей часто напряжены носогубные складки, преобладает ротовой дыхание, присутствует напряжение подбородочной области и губ в процессе глотания пищи. Также нередко есть некоторые изменения в профиле, небольшая асимметрия лица.

Однако основные проблемы при неправильном положении челюстей кроются глубоко внутри. За счет того, что нижняя челюсть выступает вперед или назад, смещено ее положение относительно основания черепа и позвоночного столба. Это, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, зажатию нервных окончаний и головным болям. Очень часто у детей с патологией зубочелюстного аппарата врачи отмечают дислалию – нарушение произношения некоторых звуков.

Непосредственно в ротовой полости аномальный прикус приводит к тому, что возникают механические травмы щек и языка из-за прикусывания их буграми зубов. Также у многих детей отмечается гиперчувствительность на фоне повышенного истирания твердых тканей, кровоточивость десен, гингивит, пародонтит и болезни, затрагивающие височно-нижнечелюстной сустав.

Другим важным аспектом патологического прикуса является психологический дискомфорт, возникающий у ребенка по причине того, что он немного внешне отличается от других детей. Особенно он усугубляется, если малыш слышит в свой адрес насмешки от сверстников. Это приводит к замкнутости, раздражительности и развитию комплексов.

Диагностика

Перед тем, как ортодонт займется исправлением у ребенка неправильного прикуса, специалист должен провести целый комплекс диагностических мероприятий, на основании результатов которых возможно точное установление диагноза.

В современной ортодонтии применяют следующие методы определения патологии прикуса.

  1. Антропометрический метод. Основывается на закономерностях построения мозгового и лицевого отделов черепа, а также пропорциональном соотношении разных отделов головы. Диагностика проводится по фото либо непосредственно по лицу.
  2. Изучение диагностических моделей. После осмотра врач делает оттиски верхней и нижней челюсти, по которым в зуботехнической лаборатории отливаются гипсовые модели. На них производится измерение параметров зубов, длины и ширины зубного ряда, толщины альвеолярного отростка, а также расстояние между зубами.
  3. Рентгенологическое исследование. Один из основных методов, который позволяет «заглянуть» внутрь челюстей для определения состояния зачатков постоянных зубов, а также структуры костной ткани и расположения анатомических образований относительно друг друга. Особенно распространены панорамные снимки, рентгенография височно-нижнечелюстного сустава, а также телерентгенограммы, позволяющей точно определить положение особых точек, на основании расстояния между которыми можно судить о наличии той или иной деформации.
  4. Проведение функциональных проб. Выполняя определенные манипуляции, врач определяет, как у пациента развиты функции жевания, глотания, дыхания и речи.

Лечение

Когда мама подозревает, что у ребенка сформировался неправильный прикус, то первое, что необходимо делать, это обращаться к ортодонту за консультацией. Проведя все необходимые диагностические мероприятия, врач определит разновидность патологии и выберет наиболее оптимальные методы для ее устранения.

Все методики лечения зубочелюстных аномалий можно разделить на 5 групп:

  • миотерапия;
  • аппаратное лечение;
  • хирургическое лечение;
  • комплексное (сочетание оперативного вмешательства и применения ортодонтических аппаратов);
  • ортопедическое.

Миотерапия

Данная методика предназначена для лечения и профилактики возникновения аномалий прикуса, сущность которой заключается в регулярном выполнении специальных упражнений для мимических, жевательных, а также мышц дна полости рта. Миотерапия случит основным методом устранения нарушений во временном прикусе и дополнительным – в смешанном прикусе с одновременным применением ортодонтических аппаратов или проведением оперативного вмешательства.

Чтобы лицевая гимнастика пошла на пользу, необходимо следовать определенным правилам ее выполнения.

  1. Упражнения должны быть систематическими и регулярными.
  2. Сила, прилагаемая для сокращения мышц, достаточная, но не чрезмерная.
  3. Напряжение в мускулах необходимо создавать медленно и без рывков.
  4. Каждое упражнение повторяется несколько раз до развития чувства легкой усталости.
  5. По мере привыкания мышц силу и интенсивность, а также продолжительность занятий следует увеличивать.

Наиболее эффективные и распространенные упражнения для тренировки челюстно-лицевого аппарата:

  • попеременное смыкание зубов;
  • максимальное статическое сжатие челюстей;
  • выдвижение нижней челюсти вперед;
  • сильное сжатие губ в статике и динамике;
  • щелкание языком;
  • «выталкивание» щек при помощи языка;
  • удержание при помощи губ линейки или тонкой полоски бумаги.

Аппаратурный метод

Устранение большинства разновидностей неправильного прикуса осуществляется именно с помощью специальных аппаратов, поэтому по окончании лечения бывает хорошо заметна разница до и после. Ортодонтические конструкции используются в период смешанного и постоянного прикуса.

Все существующие аппараты для лечения аномалий прикуса можно разделить на съемные и несъемные. По принципу действия и прилагаемым силам ортодонтические конструкции бывают:

  • механические – перемещения осуществляются за счет дуг, лигатур, винтов и резиновой эластичной тяги (аппарат Энгля, Айнсворта, Дерихсвайлера, брекет-система);
  • функционально-направляющие – давление на зубы передается через окклюзионные накладки, накусочные площадки и наклонные плоскости (пластинки с площадками, каппа Шварца, каппа Бынина);
  • функционально-действующие – в конструкции аппарата присутствуют заслонки для губ, щек или языка, которые предупреждают чрезмерное давление мускулатуры на челюсти (стандартные пластинки Шонхера, регулятор функций Френкеля, аппарат Кламмта).

Комплексный подход

Сочетание нескольких методов производится при резко выраженном нарушении зубочелюстного аппарата, в особенности связанном с аномалиями размера и прорезывания зубов смешанном прикусе.

Хирургическое вмешательство

Операции проводятся достаточно редко и в тех случаях, когда при помощи других способов невозможно достигнуть желаемого результата. Выполняется только в сформированном постоянном прикусе.

  1. Компактостеотомия – создание небольших отверстий в челюсти для активации процессов репарации, за счет чего происходит более эффективное перемещение зубов в постоянном прикусе.
  2. Метод Хотца – последовательное удаление молочных зубов для «управления прорезыванием». Изначально призводится экстирпация молочных клыков, если не хватает места постоянным резцам. После этого удаляют молочные четверки для более легкого прорезывания постоянных премоляров. Если для режущегося постоянного клыка мало места в зубном ряду, то убирают постоянный первый премоляр, после чего третий зуб становится на место.

Удаление зубов производится только по показаниям.

Ортопедический метод

Способ, который можно использовать во все периоды развития и формирования прикуса, если это позволит устранить эстетические и функциональные дефекты. Целью такой методики является восстановление формы разрушенных или утраченных зубов, как временных, так и постоянных, для нормализации работы зубочелюстной системы.

Детям, как и взрослым, можно изготовить вкладки, коронки или небольшие мостовидные протезы.

Подбор любой из перечисленных методик проводится только в индивидуальном порядке, так как зависит от большого количества врожденных и приобретенных факторов.

  1. В период временного прикуса перед врачом стоит задача создать оптимальные условия для последующего физиологического развития и функционирования зубочелюстной системы. Используется миотерапия, а также специальные аппараты (преортодонтические трейнеры), которые дают возможность стимулировать рост определенных участков челюстной кости.
  2. В смешанном прикусе чаще всего ребенку для избавления от нарушения необходимо носить аппараты. Восстановление прикуса происходит за счет перемещения отдельных зубов, коррекции формы зубных дуг, удержания роста чрезмерно развивающихся участков челюсти и стимулирование отстающих.
  3. Когда у ребенка уже постоянный прикус на стадии формирования, то родителям важно не упустить момент для оптимального начала ношения пластинок. Если формирование челюсти уже завершено, то исправить неправильный прикус и обрести ровные зубы удастся только после длительного ношения брекетов.

Последствия

Формирование неправильного прикуса может привести к таким последствиям, как:

  • изменение параметров лица и его эстетики;
  • искривление зубного ряда;
  • ранняя утрата зубов и их истирание;
  • серьезные челюстно-лицевые аномалии способны спровоцировать возникновение частых головных болей;
  • затруднения при жевании и проблемы с пищеварением;
  • нарушение осанки.

Профилактика

Предупредить развитие многих приобретенных зубо-челюстных деформаций у ребенка можно, если, начиная с раннего возраста, родители будут заниматься профилактикой. Зачастую избежать отклонений невозможно только при генетически обусловленных аномалиях, все же другие факторы удается полностью устранить, либо минимизировать их влияние на жевательный аппарат.

  1. Постараться наладить грудное вскармливание, так как сосание груди, в отличие от кормления из бутылочки, обеспечивает более правильное и физиологичное положение нижней челюсти в процессе кормления. При искусственном вскармливании необходимо подбирать такие пустышки и соски, которые заставляют малыша прилагать усилия для высасывания смеси из бутылочки.
  2. Если ребенок приучен к соске, то постараться отказаться от нее после прорезывания первых резцов, чтобы не испортить соотношение челюстей, а также избежать формирования открытого или перекрестного прикуса.
  3. Начиная с 6-8 месячного возраста постепенно вводить твердую пищу в ежедневный рацион, так как активное жевание способствует росту челюстей и создает необходимую для правильного формирования прикуса нагрузку на мышечный аппарат.
  4. Контролировать, чтобы малыш не спал всегда в одном и том же положении, так как это способно привести к деформации зубных рядов.
  5. Не допускать развития вредных привычек. Обращайте внимание, чтобы ребенок не грыз ручки и карандаши, не сосал большой палец, не подпирал подбородок рукой.
  6. Выполняйте гимнастику для губ, языка и челюстей. Это обеспечит их укрепление и правильное положение относительно друг друга.
  7. После прорезывания первых зубов у ребенка не позднее, чем в 1 год, следует посетить стоматолога для консультации, а визит к ортодонту необходимо осуществить в возрасте 3-4 лет.

В некоторых ситуациях не допустить развития деформации удается путем сошлифовывания режущего края и бугров жевательных зубов, однако такой способ разрешен только после консультации у ортодонта и по его назначению.

Вывод

Привычки, заложенные в детстве, помогут ребенку сохранить красоту улыбки и здоровье полости рта на долгие годы. Поэтому так важно, чтобы родители с раннего возраста приучали малыша к чистке зубов, в также водили кроху на регулярные профилактические осмотры к стоматологу, ведь своевременное обращение к врачу позволит как можно скорее начать исправление возникающей деформации и не допустить ее закрепления.

Распространенные вопросы

Оптимальный возраст для коррекции деформаций в постоянном прикусе – это 8-10 лет. Именно в этом возрасте у ребенка уже прорезываются вторые резцы, на основании соотношения которых врач и делает выводы о том, насколько длительным и эффективным будет ортодонтическое лечение. В любом случае, перед тем, как пытаться исправить неправильный прикус, следует обратиться к специалисту за консультацией. В некоторых случаях искривления можно устранить, начиная с четырехлетнего возраста в ходе занятий миогимнастикой.

Продолжительность ношения аппарата зависит от возраста ребенка, когда начато исправление челюстной деформации, также от выраженности аномального прикуса и особенностей конструкции пластинок или брекетов. В среднем длительность коррекции прикуса составляет от 6 месяцев до полутора лет.

Нельзя сказать, что исправлять прикус – это больно, однако некоторый дискомфорт может присутствовать. Дело в том, что благодаря создающимся силам происходит перемещение или поворот зубов, и если лечение начато своевременно, то ребенок только первое время может ощущать легкое давление. Чем старше возраст, тем плотнее становится кость, из-за чего процесс передвижения зубов будет более сложным.

zdravotvet.ru

Причины неправильного прикуса у детей

Формирование патологического прикуса у детей может начинаться уже в младенчестве. Чаще всего неправильный прикус диагностируется у детей, получающих искусственное вскармливание. Дело в том, что у новорожденных нижняя челюсть несколько укорочена по отношению к верхней, и на первом году жизни, в процессе естественного вскармливания, происходит выравнивание размеров челюстей. Сосание материнской груди сопровождается активной работой лицевых мышц и движениями нижней челюсти, что способствует ее развитию. Напротив, кормление из бутылочки не требует от ребенка усиленного сосания и задействования нижней челюсти, поэтому она продолжает отставать в размерах от верхней челюсти.

Однако слишком долгое (свыше 1,5 лет) грудное вскармливание детей также может привести к формированию у них неправильного прикуса. К тому же, в этом возрасте в рационе ребенка обязательно должна присутствовать плотная, твердая пища, требующая тщательного пережевывания. В противном случае недостаточная нагрузка на жевательный аппарат также послужит развитию у детей неправильного прикуса.

Неблагоприятным образом на развитии зубочелюстной системы ребенка сказываются вредные оральные привычки: частое и бесконтрольное использование соски, прикусывание губ, сосание пальца или игрушек, бруксизм, привычки грызть ногти и карандаши и пр. В этих случаях также возможно образование диастемы. Способствовать возникновению неправильного прикуса у детей может однообразное положение головки ребенка во время кормления или сна (запрокидывание головки назад или опускание на грудь, привычка спать в одной и той же позе, подкладывание руки под щеку и т. п.).

Тесная взаимосвязь отмечается между состоянием прикуса и характером дыхания ребенка. Нарушение носового дыхания (при аденоидах у детей, хроническом рините, искривлении носовой перегородки, полипах полости носа) и дыхание через рот приводит к неправильному положению языка, несмыканию губ и зубов на фронтальном участке и формированию аномального прикуса у детей. В свою очередь, неправильный прикус также способствует переходу к ротовому дыханию, уменьшению объема носовых полостей и сужению носовых ходов, слабому обогреву и увлажнению воздушной струи, недостаточной бактериостатической и бактерицидной функции слизистой оболочки и частым респираторным заболеваниям – ангинам, ларингитам, трахеитам, бронхитам и пневмониям.

Немаловажную роль в формировании неправильного прикуса у детей играет преждевременная потеря молочных зубов, нарушение сроков прорезывания зубов вследствие нехватки в организме минеральных веществ (фтора, кальция), адентия, множественный кариес, короткая уздечка языка, травмы челюсти. В некоторых случаях неправильный прикус наследуется детьми от родителей. Относительно редко неправильный прикус у детей являются следствием врожденных дефектов, таких как расщелины неба или недоразвитие челюстей.

Классификация неправильного прикуса у детей

К нормальным видам прикуса, обеспечивающим правильное функционирование зубочелюстной системы, относят ортогнатический, прогенический, прямой и бипрогнатический. Среди вариантов неправильного прикуса у детей выделяют следующие основные разновидности:

  • дистальный прикус (прогнатия) – резкое выступание верхней челюсти вперед, ее преобладание над нижней челюстью
  • мезиальный прикус (прогения) – резкое выступание нижней челюсти вперед, ее преобладание над верхней
  • глубокий прикус – глубокое (более чем на 50%) перекрытие верхними резцами нижних
  • перекрестный прикус – нарушение нормального соотношения зубных дуг, их смещение вбок относительно друг друга
  • открытый прикус – несмыкание верхних и нижних резцов при сомкнутых коренных зубах (открытый передний прикус) или несмыкание коренных зубов при сомкнутых резцах (открытый боковой прикус).

Симптомы неправильного прикуса у детей

К очевидным признакам неправильного прикуса у ребенка следует отнести выдвижение челюстей вперед или назад, неровные зубные ряды, чрезмерная скученность зубов, гипердентия (наличием «лишних», сверхкомплектных зубов), дистопия (неправильное расположение зубов), наличие диастем и трем между зубами. Дети с неправильным прикусом могут жаловаться на трудности с жеванием и глотанием пищи, постоянное прикусывание языка или щек, боль в челюсти и мышцах лица, регулярные головные боли.

Внимательные родители смогут заподозрить проблему неправильного прикуса у своих детей по некоторым косвенным признакам: преобладанию ротового дыхания, заметному напряжению губ и подбородка при глотании, изменению профиля, несимметричности лица, нарушению сроков прорезывания молочных и постоянных зубов.

Однако внешние признаки неправильного прикуса у детей – это всего лишь «вершина айсберга»; гораздо более драматическими могут быть отдаленные последствия. Дети с неправильным прикусом, как правило, «обречены» на быстрое стирание зубной эмали и возникновение гиперестезии зубов. Неприятными спутниками неправильного прикуса у детей служат частые травмы языка и щек, травматические язвы в полости рта, язвенный гингивит, пародонтит, пародонтоз, заболевания височно-нижнечелюстного сустава и др.

Наличие переднего открытого прикуса у детей затрудняет надкусывание пищи; наличие открытого бокового прикуса ограничивает жевание, а наличие дистального и глубокого прикуса ухудшает дыхание. Некачественное пережевывание пищи сопровождается проблемами с пищеварением, нарушение дыхания способствует возникновению частых ОРВИ. Все виды неправильного прикуса в той или иной степени приводят к нарушению звукопроизношения, нечеткости речи, обусловливая наличие у детей механической дислалии.

Дети с неправильным прикусом чувствуют свою физическую неполноценность на фоне сверстников, что постепенно приводит к вторичным психологическим проблемам: замкнутости, унынию, раздражительности.

Диагностика неправильного прикуса у детей

Дети с неправильным прикусом должны быть обследованы детским отоларингологом, детским стоматологом, детским пародонтологом, логопедом. Основная роль в выявлении вида и степени нарушения прикуса принадлежит детскому ортодонту.

С целью проведения подробных расчетов и составления грамотного плана лечения проводится панорамный снимок (ортопантомограмма), рентгенография черепа в боковой проекции (телерентгенограмма), фотографирование лица в фас и профиль. На основании снятого альгинатного слепка изготавливается диагностическая гипсовая модель зубных рядов. Для получения дополнительных данных о неправильном прикусе у детей может потребоваться компьютерная томография, миография. После сбора всех необходимых данных производится компьютерное моделирование результатов лечения.

Лечение неправильного прикуса у детей

Исправление неправильного прикуса у детей происходит гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому исправление зубочелюстных аномалий необходимо проводить как можно раньше, желательно с возраста 5-6 лет. Перед началом ортодонтического лечения неправильного прикуса у детей необходимо проведение полной санации полости рта: терапии кариеса и болезней десен, профессиональной гигиенической чистки полости рта с последующей реминерализующей терапией. В случае скученности или гипердентии может потребоваться удаление зубов.

Возможности современной ортодонтии позволяют применять для коррекции неправильного прикуса у детей различные методики. На ранних стадиях, в период временного прикуса используется миотерапия – специальная лечебная гимнастика для тренировки мимических и жевательных мышц.

Детям в возрасте 5-12 лет, имеющим неправильный прикус, может быть рекомендовано ношение преортодонтического трейнера – функционального аппарата из эластичного силикона. Удобство трейнеров заключается в том, что они используются только во время сна и 1 час в течение дня; при этом эффективно воздействуют на мышцы и зубочелюстную систему, отучают детей от вредных оральных привычек.

Начиная с 11-12-летнего возраста, для коррекции неправильного прикуса у детей могут применяться ортодонтические пластинки — съемные аппараты. С помощью съемных пластинок можно повернуть и переместить зубы, сузить или расширить зубную дугу. Примерно с этого же возраста для исправления неправильного прикуса у детей применяется несъемная аппаратура – брекет-системы, представляющие собой маленькие замочки, с помощью которых каждый зуб соединяется со специальной дугой, корректирующей положение зубов. По окончании основного периода, для закрепления правильного положения зубов, возникает необходимость в ношении ретейнера или ретенционной каппы. Весь период исправления неправильного прикуса у детей с помощью брекет-системы в среднем занимает около 2-х лет.

Логопедические занятия по коррекции дислалии следует начинать, не дожидаясь окончания ортодонтического лечения. В редких и особо тяжелых случаях детям с неправильным прикусом может потребоваться помощь челюстно-лицевого хирурга и хирургическое лечение (устранение аномалий челюстей, уранопластика, велофарингопластика).

www.krasotaimedicina.ru

  • быв­ший не от­пус­ка­ет, но и от­но­ше­ний не хо­чет, а про­сто
  • мя­со слад­ко­ва­тое, неж­ное. ни­ко­гда мя­со не по­ку­па­ли,
  • нет вле­че­ния! при­том, что в це­лом ин­ти­ма-то хо­чет­ся!
  • ты дол­би­ла, и я по­ста­вил на безвуч­ку. ему пле­вать
  • как вам та­кое паль­то? но­сят его с кро­сов­ка­ми!
  • по­мо­ги­те опре­де­лить­ся! тем­ный или свет­лый?
  • по иде долж­но стать лег­че. под­ска­жи­те что вы­пить,
  • ко­му нра­вит­ся сам­бур­ская? как оце­ни­ва­е­те е внеш­ность
  • как най­ти муж­чин вкон­так­те пе­ре­хав­ших в ев­ро­пу или
  • уви­дят жир­ный це­люлит­ный зад, ля­хи и пу­зень, в об­мо­рок
  • по­па ма­сив­ная как танк. не по­ме­ща­юсь меж­ду сто­лом
  • офлайн при­дет­ся ре­ги­стри­ро­ват арен­да бу­дет съе­дать
  • у ко­го бы­ли ки­шеч­ные ко­ли­ки? как ле­чи­лись?
  • це­на бы­ла все­гда фик­си­ро­ва­ной или вся­кие втир­ки, стра­зы,
  • все быв­шие воз­вра­ща­ют­ся! ве­ри­те в это?
  • ес­ли у те­бя де­ти, зна­чит си­ди до­ма! это твои про­бле­мы!
  • хо­дят по пив­ным ба­рам, чтобы под­це­пить ва­сю с пив­ным
  • ид­ти в этом пла­тье или все та­ки ку­пить но­вое?
  • где мож­но по­чи­нить швей­ную ма­шин­ку?
  • слу­шай­те, а ку­да ка­на де­лась? вер­са­че.
  • кто сда­вал ана­лиз на хгч до за­держ­ки? еще дней 8,
  • ес­ли све­кровь всю­ду су­ет свой нос. ре­бе­нок ско­ро лы­сый
  • с кем у вас асо­ци­ру­ет­ся имя ка­тя? у ме­ня — с доч­кой
  • как вам тре­нер по фигур­но­му ка­та­нию?
  • важ­на ли дев­стве­ность де­вуш­ки для муж­чи­ны? а то за­шла
  • ма­ша и ва­ся с об­щей стра­ни­цей! в чем смысл та­ких стра­ниц?
  • на де­фи­ци­те ка­ло­рий и спор­те по­ху­деть не слож­но! при­со­еди­няй­те
  • ко­гда же на­ко­нец эти муж­ские брю­ки вой­дут в мо­ду?
  • в на­ше вре­мя за­во­дить бо­ле од­но­го ре­бен­ка! рис­ко­ва­но?
  • улы­бай­тесь ча­ще! при всех сак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние
  • а есть ли у пол­ных де­ву­шек лич­ная жизнь? как мож­но
  • сколь­ко сто­ит кра­со­та! как ча­сто хо­ди­те на про­це­ду­ры
  • ло­пы­ре­ва бе­ре­ме­на! как вам но­вость? ви­ди­мо отец точ­но
  • пе­ри­о­ди­че­ски по­яв­ля­ет­ся ли­шай, хо­тя ма­жу ма­зя­ми.
  • плю­со­вая тем­пе­ра­ту­ра и от­сут­ствие сне­га! как по­го­да?
  • ка­са­ет­ся не биз­не­са, а име­но ра­бот­ни­ков по най­му!
  • как со­ба­ки гры­зут! пью обез­бо­ли­ва­ю­ще дер­жит­ся тем­пе­ра­ту­ра.
  • секс с пар­нем — де­вой! по­нра­ви­лось?
  • за весь день две кап­ли кро­ви чер­ной! это нор­маль­но?
  • в по­зе со­бач­ки силь­но за­бо­ле­ло сле­ва сни­зу. бы­ла мо­лоч­ни­ца.
  • же­них на час! про­ди­на­ми­ла и он пе­ре­клю­чил­ся на сво­их
  • ска­зал, что на­до стать жиз­не­ра­дост­но за­ни­ма­лась
  • но­ут­бук грет­ся и от него идет жар. ста­но­вит­ся пло­хо,
  • всем нра­вят­ся ху­дыш­ки! зна­ко­мят­ся, по­дар­ки да­рят!
  • упал. бо­юсь, чтобы не умер со­всем. при­шла по­ра по­ку­пать
  • со­рим­ся ред­ко, но я пе­ре­но­шу тя­же­ло. на­фиг вобще от­но­ше­ния!
  • хо­рош, как гре­че­ский бог, но недо­ста­точ­но за­це­пил.
  • то де­нег в об­рез, то хо­лод­но ему. с дру­гим гу­лять
  • ес­ли до 25 лет за­муж не вый­ти то по­том нере­аль­но!
  • я же не на вер­блю­дах ка­та­юсь! меж­ду про­чим это цар­ское
  • кто учил­ся в гер­ма­ни на юри­ста? что вы об этом зна­е­те
  • как от­но­си­тесь к абор­там? толь­ко не в ре­ли­ги­оз­ном
  • фит­нес ин­струк­тор или вос­пи­та­тель дет­ско­го са­да? на
  • на­сте­ные сти­раль­ные ма­ши­ны ху­же сти­ра­ют?
  • по­грязнет в пе­лен­ках, ка­каш­ках! за­пре­тил ей ра­бо­тать,
  • у него все есть, а че­го нет — уже я не мо­гу се­бе поз­во­лить.
  • не мо­гу от­ка­зать­ся от ко­фе во вре­мя ди­е­ты. я не мо­гу
  • я по­ме­ня­ла свою внеш­ность! нра­вит­ся, но пар­ни пе­ре­ста­ли
  • обрю­ха­че­на вто­рым! ухо­дят луч­шие го­ды, ко­гда мож­но
  • ска­за­ла му­жу, что слу­чи­лось, рас­пла­ка­лась! про­сто
  • ре­аль­но ли с али­экс­прес ку­пить та­кой смарт­фон за 5
  • страх зна­ко­мить­ся! на них мно­гие глаз по­ло­жи­ли и мо­гут
  • при­смот­ре­ла ме­ня ти­по для бра­та сво­е­го! чтобы все
  • бы­ли пла­ны, а об од­ной толь­ко мыс­ли об этом они как-то
  • у вас есть род­стве­ни­ки или мо­жет да­же ро­ди­те­ли, на­граж­де­ные
  • под­ска­жи­те цве­то­тип! не под од­но опи­са­ние не под­хо­жу,
  • вы­гля­жу очень глу­по и по-дет­ски не зре­ло! как пе­ре­бо­роть
  • в ин­тим­ном ме­сте зу­дит. ги­не­ко­лог уви­дит сра­зу, что
  • нра­вит­ся ли вам её внеш­ность, стиль?
  • чем за­нять на но­во­год­ние ка­ни­ку­лы? мо­жет у вас то­же
  • рев­ность уби­ва­ет лю­бовь, но го­во­рят: рев­ну­ет — зна­чит
  • мож­но ли так сде­лать? уво­лят? или бу­дут боль­нич­ный
  • ко­гда вы по­ня­ли, что мо­ло­дость про­шла?
  • ге­не­раль­ный ди­рек­тор яв­ля­ет­ся вла­дель­цем? ес­ли нет,
  • на ме­ро­при­я­тия, про­гул­ки с ре­бен­ком, на вы­ход ка­кое
  • зуд не про­шел до сих пор. по­яви­лось ещё и ше­лу­ше­ние
  • во сколь­ко лет муж­чи­ны на­чи­на­ют бо­ле се­рьёз­но к жиз­ни
  • cтыд­но не знать ан­глий­ский! вы вла­де­те язы­ком?
  • лю­бов­ник об­ла­мы­ва­ет так! в про­шлый раз мы вобще из-за
  • из­би­ли од­но­груп­ни­цы. си­ня­ки оста­лись, но ре­ши­ла ни­ку­да
  • ка­кой из этих то­наль­ных кре­мов имет жел­то­ва­тый цвет?
  • за­ви­ду­е­те, что крид в юном воз­расте уже стал зна­ме­ни­тым
  • по­ра утеп­лять­ся. я не люб­лю шу­бы и дуб­лен­ки. ка­кие
  • пре­вра­ща­юсь в же­ле! ни­че­го не бо­лит, не бес­по­ко­ит,
  • не ра­но ли у ме­ня по­яви­лись та­кие по­треб­но­сти? как
  • спи­те в тру­си­ках? на­до от­ды­хать от ниж­не­го бе­лья,
  • врач на боль­нич­ном! а я от­ку­да зна­ла! ну, а за­чем
  • сколь­ко де­нег долж­на за­ра­ба­ты­вать жен­щи­на?
  • у ко­го де­ти бы­ли с рож­де­ния на сме­си, как они спа­ли
  • кош­ки крайне тя­же­ло пе­ре­но­сят вак­ци­на­цию? про­дол­жать
  • ка­кой из на­ря­дов и об­ра­зов вам нра­вит­ся боль­ше?
  • серд­це кро­вью об­ли­ва­ет­ся, ко­гда мой ре­бе­нок бо­лет,
  • бо­юсь, рас­та­нем­ся, но он не ме­ня­ет­ся и про­дол­жа­ет
  • как про­шел для вас 2018 год? что хо­ро­ше­го и не очень
  • же­нат. за­нят. сек­суа­лен. умён. кра­сив, как бог!
  • как толь­ко за­бе­ре­ме­нешь — пой­дем рас­пи­шем­ся. го­во­рит
  • то при­жмет, то по­гла­дит! я ре­аль­но туп­лю! это он так
  • ни­ка­ких кон­флик­тов, пош­ло­стей не бы­ло. ста­ла от­ка­зы­вать­ся
  • смысл и энер­ге­ти­ка и еще что-то, что про­сто не пе­ре­дать
  • а с чис­бур­ге­ром в са­мо­лет про­пу­стят? еда в би­лет не

galya.ru