Как выдвинуть нижнюю челюсть вперед


Прикус – это положение верхних и нижних зубов в момент полного смыкания обеих челюстей. Правильный прикус – это, когда верхние передние зубы перекрывают нижние на одну треть высоты их коронки. По расположению челюстей выделяют несколько видов неправильного прикуса.

Дистальный прикус. Самое распространенное нарушение. Главный признак – излишне развитая верхняя челюсть и/или недоразвитая нижняя. При смыкании зубных рядов верхние передние зубы слишком сильно выдвигаются вперед по отношению к нижним.

Мезиальный прикус. Главный признак – сильно выдвинутая вперед нижняя челюсть. Внешние проявления: массивный выступающий вперед подбородок, западающая верхняя губа.

Открытый прикус. Главный признак – при смыкании обеих челюстей между верхним и нижним рядом зубов образуется щель. Чаще всего она образуется впереди, реже – сбоку. При этом непропорционально удлиняется нижняя часть лица. Сложнее всего поддается лечению.

Глубокий прикус. Главный признак – при смыкании челюстей верхние резцы более чем на треть перекрывают нижние резцы. При глубоком прикусе зубы очень быстро стираются.


Перекрестный прикус. Главный признак – нижняя челюсть смещена вправо или влево и одна из челюстей сужена. Внешне проявляется ярко выраженной асимметрией лица. Повышает риск заболеваний пародонтозом и пародонтитом.

Причины неправильного прикуса

1. Способ вскармливания ребенка. У новорожденного нижняя челюсть сдвинута назад относительно верхней примерно на 1,5 см. Такое положение облегчает ребенку прохождение по родовым путям и снижает вероятность травм. К моменту прорезывания зубов нижняя челюсть должна выдвинуться вперед. Стимулирует этот процесс грудное вскармливание. Чтобы добыть из маминой груди очередную порцию молока, младенцу надо приложить намного больше усилий, чем при сосании бутылочки. В результате нижняя челюсть активно двигается, нагрузка на костную ткань увеличивается, развивается ротовая мускулатура. Кроме того, полностью удовлетворяется сосательный рефлекс, благодаря чему у детей, находящихся на естественном вскармливании, реже возникает потребность сосать палец или пустышку.

2. Вредные привычки. Многолетнее сосание пустышки или пальца, скрежетание зубами во сне, привычка грызть ручки и карандаши, непроизвольное выдвигание вперед нижней челюсти во время игры способны деформировать прикус.

3. Травмы челюстей и преждевременная потеря молочных зубов. Как только в зубных рядах образуется брешь, ее попытаются заполнить соседние зубы как с боков, так и с противоположной челюсти.


4. Генетическая предрасположенность. Неправильный прикус можно унаследовать от близких родственников.

 5. Поза во время сна и кормления. Сужение или смещение нижней челюсти может быть вызвано привычкой спать в одной и той же позе, например, подкладывая руку под щеку. Порой неправильный прикус формируется, если во время сна или кормления ребенок вынужден запрокидывать голову.

6. Заболевания лор-органов (аденоиды, хронический тонзиллит, частые насморки и т.д.) или дыхательной системы. Так как ребенок при этом вынужден дышать только через рот, жевательные мышцы, расположенные в щеках, начинают давить на зубные ряды и последние сужаются. Кроме того, нижняя челюсть сдвигается назад и остается в таком положении.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

  1. Играет с открытым ртом или не может сомкнуть губы.
  2. Храпит или сопит во сне.
  3. Выдвигает вперед нижнюю челюсть.
  4. У него большие промежутки между зубами; верхняя челюсть закрывает нижнюю больше, чем на половину; передние зубы закрывают только часть нижних зубов.
  5. Дышит через рот.
  6. Неправильно произносит звуки, нарушена дикция. Порой свистящие и шипящие согласные никак не удаются малышу именно из-за неправильного прикуса.

Исправлением неправильного прикуса занимается врач-ортодонт. Только специалист может поставить правильный диагноз и определить вид прикуса, от чего зависит выбор метода лечения.

Современная ортодонтия располагает сейчас 6 основными способами исправления прикуса:


  1. Специальная гимнастика для челюстно-лицевых мышц. Эффективна в возрасте 4-9 лет. Часто в сочетании с другими способами коррекции.
  2. Пластины. Возраст 4-9 лет. Пластины изготавливаются индивидуально, как правило, из пластмассы. Для этого с челюсти ребенка надо снять слепок, по которому и изготовят пластину. После чего пластину примеряют. Затем стоматолога придется посещать примерно раз в месяц и при необходимости корректировать пластину.
  3. Трейнеры. Возраст 4-9 лет. Силиконовые съемные «тренажеры», похожие на боксерские капы, незаменимы, если у ребенка слишком мелкие зубы и поставить пластину на них невозможно. Малыш надевает их на ночь, а днем носит с перерывами в общей сумме около часа.
  4. Брекеты. Возраст 12-13 лет, после формирования постоянного прикуса.
  5. Лазерное излучение. Возраст – с 4 лет, по медицинским показаниям и раньше. Дополнительный способ лечения. При исправлении прикуса зубы перемещаются, меняются нагрузки на костную ткань, поэтому возможны микротравмы и воспаления. Лазер помогает избежать осложнений и снять воспаление. К этому же методу относится методика «инвизилайн» (применяется обычно для подростков и взрослых). С помощью лазера снимаются точные размеры зубного ряда. После изготовления кап на них лазером послойно напыляют прочный прозрачный материал. В итоге капы выглядят как прозрачные, практически невидимые колпачки на зубы. Метод не подходит при сильной деформации прикуса. Стоимость – от 100 тысяч рублей.
  6. Хирургическое вмешательство. Возраст – после 13 лет. Когда другие способы оказались неэффективны, при сильных деформациях прикуса, дисплазии подбородка, асимметрии лица из-за травмы или несчастного случая, искажение черт лица из-за грубой наследственной патологии.

Профилактические меры

До 4 месяцев. Пока малыш не научился самостоятельно переворачиваться, периодически переворачивайте его сами с боку на бок. Тогда давление будет приходиться поочередно на левую и правую стороны, и челюсти не искривятся.

До 1 года. Обратите внимание на сроки прорезывания зубов. Если к году рот крохи по-прежнему пуст, необходимо обратиться к стоматологу. Разобраться в причинах отставания поможет рентгеновский снимок обеих челюстей. Он нужен, чтобы узнать, есть ли зачатки зубов, и посчитать их количество. Если даже зачатков зубов не обнаружится, то проблему решат съемные протезы в виде муляжей зубов. Правда, это очень редкий случай.

До 1,5 лет. Если ребенок на искусственном вскармливании, подберите соску с ортодонтической формой. Она даст крохе возможность высасывать молочную смесь из бутылочки, прилагая для этого некоторые усилия. То же самое касается и соски-пустышки. Следите, чтобы во время кормления из бутылочки или грудью ребенок находился в правильной позе.

До 2 лет. Отучить малыша сосать соску и палец следует не позже, чем на третьем году жизни. Иначе может появиться сагиттальная (увеличенная) щель между зубными рядами.

После 2 лет. Следите, чтобы ребенок не грыз твердые предметы.

www.parents.ru

Содержание

1. Причины развития зубочелюстных аномалий


  • соска-пустышка и вредные привычки;
  • ротовое дыхание;
  • подсасывание нижней губы;
  • прокладывание языка между зубами;
  • неправильное глотание.

2. Миогимнастика (миотерапия)

  • упражнения для круговой мышцы рта;
  • упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть;
  • упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть;
  • упражнения при мезиальном прикусе;
  • упражнения для нормализации функции языка;
  • Упражнение с вестибулярной пластинкой.

Причины развития зубочелюстных аномалий

Причины развития зубочелюстных аномалийСреди различных причин зубочелюстных аномалий наиболее часто встречаемые закладываются в раннем детстве, в возрасте от 0 до 6 лет. В этом возрасте еще рано говорить о каком-либо ортодонтическом лечении, но следует строго следить за тем, чтобы не допустить нарушений функции, таких как:

  • ротовое дыхание;
  • вредные привычки: сосание большого пальца, подсасывание нижней губы и др.;
  • парафункции: прокладывание языка между зубами, неправильное глотание и др.

С самого рождения ребенка можно и нужно работать над тем, чтобы у него сформировалась правильная функция. Ребенок постоянно учится, поэтому научить правильно работать его мышцы можно и достаточно легко с самого раннего возраста.

Последствия кормления из соскиС точки зрения ортодонтии, грудное вскармливание полезно тем, что оно тренирует у ребенка круговую мышцу рта, щек и языка. При переводе на искусственное вскармливание следует следить за тем, чтобы у соски не была слишком большая дырка. Тогда ребенок будет наедаться быстро, но мышцы останутся недозагружены. Заметьте, что при грудном вскармливании формируется правильное носовое дыхание.

Соска-пустышка и вредные привычки

Детям в возрасте от 0 до 3 лет мамы дают сосать пустышки. Так ребенок лучше успокаивается и засыпает. Это происходит потому, что у детей сильный сосательный рефлекс. Если в соске на бутылочке крупная дырка, ребенок наедается быстро, а остаточный сосательный рефлекс требует дополнительной нагрузки.


Последствия сосания соскиВсе правильно, но есть одно НО. Стандартная пустышка формирует у ребенка неправильное положение языка, он располагается под соской, а должен находиться в верхнем положении. Есть пустышки с анатомической формой, но и это не решает проблему на 100%. Важно следить за тем, чтобы ребенок сосал пустышку как можно реже. Когда он засыпает следует вынимать пустышку у него изо рта. А с достижением возраста 1,5-2 года следует категорически отучать ребенка от соски-пустышки.

Привычка сосать большой палецМногие мамы знают об этом. Но когда ребенку не дают пустышку, чтобы заснуть он начинает сосать свой большой палец или край подушки. Вот этого допускать нельзя категорически. Привычка засыпать с большим пальцем остается надолго, иногда на всю жизнь (!). Большой палец во рту формирует страшную аномалию, когда передние зубы расходятся вперед и в стороны. Фактически между верхними и нижними зубами образуется пространство (в размер пальца), что, конечно же, страшно некрасиво, и делает практически невозможным откусывать пищу передними зубами. Кроме того выпяченные вперед передние зубы очень подвержены травме, в большинстве случаев они ломаются по случайным причинам, и человек остается с большой дыркой посреди рта.


Ротовое дыхание

Ротовое дыхание является одной из важнейших причин аномалий прикуса. При ротовом дыхании язык опускается вниз и перестает компенсировать давление, оказываемое на зубы верхней челюсти со стороны щек. В результате развивается скученность и сужение зубного ряда на верхней челюсти.

Все о миогимнастикеЗаботиться о правильном носовом дыхании нужно с того момента, когда ребенок начинает засыпать с пустышкой. Не поленитесь подождать, пока ребенок заснет, чтобы вынуть пустышку у него изо рта. Помните, что соска-пустышка формирует неправильное положение языка. Если ребенок во сне открыл рот, просто аккуратно закройте его рукой. Если ребенок живет в городе и в 2-3 года поступает в ясли или детский сад, у него неизбежно периодически возникает насморк, увеличиваются аденоиды. Разумеется, если нос заложен полностью, носовое дыхание становится невозможным. Задача родителей следить за тем, чтобы за время болезни ротовое дыхание не сформировалось в привычку. Как только нос становится чистым, следите за носовым дыханием и днем, и во время сна.


Вопрос удалять аденоиды хирургическим путем или лечить терапевтически – неоднозначен, и мы воздержимся от его комментариев. Важно одно. Если Вы удалили аденоиды, привычка дышать ртом остается, и ее необходимо искоренить. Для тренировки носового дыхания существуют специальные аппараты.

Подсасывание нижней губы

Подсасывание нижней губы

Подсасывание нижней губы также формирует неправильный прикус, расстояние между верхними и нижними зубами (по горизонтали) — сагиттальная щель будет соответствовать толщине губы.

Эта вредная привычка корректируется с помощью специальных аппаратов и/или миогимнастики.

Прокладывание языка между зубами

Прокладывание языка между зубами 1

Часто у детей формируется привычка при разговоре прокладывать язык между зубами. Вследствие этого формируется так называемый открытый прикус, когда между верхними и нижними зубами есть просвет (по форме и размеру языка). Язык может прокладываться как в переднем отделе (это хорошо заметно), тогда образуется “передний открытый прикус”. Также язык может прокладываться в области жевательных зубов — эту патологию увидеть нельзя, ее может определить врач-ортодонт на основании искривленной “кривой Шпее”, то есть когда жевательные зубы на нижней челюсти посажены ниже, чем передние резцы.


губной бампер

Пластинка откр.прикус

Если ребенок прокладывает язык между зубами, его нужно научить держать язык в правильном положении. Это можно сделать либо с помощью достаточно сложных упражнений — миогимнастики, либо с помощью специальных функциональных аппаратов, которые назначает врач-ортодонт или детский врач.

Неправильное глотание

Оказывается даже правильно глотать не каждый человек может научиться сам. Глотание подразделяется на осознанное и бесконтрольное.

infantilnoe_glotanie

Осознанное глотание происходит по сигналу нашего сознания, например, когда мы едим, или когда думаем, “надо бы сглотнуть слюну”. Бесконтрольное глотание — это когда мы глотаем и не думаем об этом. Это происходит во сне, в большую часть времени днем. Это как дыхание, биение сердца, рвота. При правильном глотании все мышцы лица должны быть расслаблены, и определить глотание внешне можно только по движению кадыка — вниз и вверх. Если при глотании напрягаются щеки или губы — это отклонение от нормы.

Неправильное глотание Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Известно, что человек совершает бесконтрольное глотание в среднем 2 раза в минуту днем и 1 раз в минуту во время сна. Это значит, что каждый раз на неокрепшие зубы ребенка оказывается давление в определенном направлении. С годами это приведет в определенной аномалии расположения зубов.

Научить ребенка правильно глотать может только опытный детский врач-ортодонт.

Вот те основные причины, которые приводят к формированию неправильно расположенных зубов. Следуйте рекомендациям относительно профилактики ротового дыхания и вредных привычек. Если они не устранены, обращайтесь к врачу ортодонту как можно раньше — сначала приходите на консультацию. Раньше 6-7 лет ортодонтическое лечение не проводится, но доктор может дать необходимые Вам рекомендации. Непременным условием нормального развития зубочелюстной системы является правильная осанка. При её дефектах миогимнастику необходимо применять с комплексом физических упражнений, устраняющих дефекты осанки.

Миогимнастика

fructyПринцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятельным методом терапии, может предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предупреждения рецидивов. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения. Эффект лечения зависит от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от терпения больного, его настойчивости и от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными; желательно превращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллективно (в детских садах, школах). Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал. Как самостоятельный метод лечения гимнастика может дать хорошие результаты при протрузии верхних резцов и нейтральном соотношении боковых зубов.

Кроме этого необходимо убедиться в том, что у ребенка не затруднено носовое дыхание в связи с ЛОР-заболеванием. Ротовое дыхание наиболее распространено у маленьких детей, и эта привычка чревата не только развитием неправильного прикуса, но и неблагоприятными последствиями для всего организма — частыми простудными, инфекционными и ЛОР-заболеваниями. Для нормализации дыхания подойдут самые простые упражнения – чаще дышать носом, но по особой методике.

Необходимо укреплять круговую мышцу рта. Это позволит предотвратить деформацию верхней челюсти при ротовом дыхании, поможет правильно сформировать зубные дуги и сделает лицо ребенка подвижным и привлекательным.

Тренировка мышц языка позволит научить его всегда быть в нормальном положении и исправит неизбежные при этом дефекты речи. В спокойном состоянии кончик языка должен находиться на небе.

trenirovka mywc

Необходимо активировать мышцы, выдвигающие нижнюю челюсть тем детям, которые выросли на искусственном вскармливании без постоянной жевательной нагрузки, что формирует дистальный и глубокий прикус (рис.А).

Реже бывает наоборот, когда необходимо развивать верхнюю челюсть и сдерживать развитие нижней, чтобы задерживать формирование мезиального прикуса (рис.Б). Упражнение на сжатие. Они особенно необходимы, когда отсутствует контакт между верхними и нижними зубами — открытый прикус (рис.В).

Кроме специальных упражнений необходимо детям жевать почаще яблоки, репу, морковку. Это хороший массаж для десен и прекрасное профилактическое средство для формирования правильного прикуса.

Укрепление круговой мышцы рта

palo4ka morogenogoСомкнутыми губами удерживать линейку или палочку от мороженого до лёгкой усталости мышц;

puguvicaДве пуговицы диаметром 25—30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15—18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур. Такое упражнение делают 2—3 раза в день, повторяя его 10 раз;

warikiДуем на вертушку, 2-3 раза в день по 10 раз;

Надуваем воздушные шарики по 10-15 штук в день.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

vydvigaem helyustУпражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выполняют их сидя или стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево. После освоения упражнения нижнюю челюсть удерживают в выдвинутом положении как можно дольше yazyk и упражнение повторяют до 10  раз. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя, когда голову слегка запрокидывают, ноги ставят на ширину плеч, руки отводят назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы не установятся впереди верхних.

Достаём языком кончик носа.

Мезиальный прикус, развитие верхней челюсти

  • Между зубными рядами помещают шпатель. Ребенок должен прикусить его так, чтобы оказывать давление на режущие края наклоненных орально верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном;
  • цокаем языком, приучая спинку языка прижиматься к небу;
  • Следующее упражнение — закрывание рта с перемещением нижней челюсти назад. Ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживают в этом положении 4—8 с, после чего следует пауза 2—3 с. Упражнение повторяют 2—3 раза в день по 3—4 раза.

При устранении мезиального прикуса, сопровождающегося выдвижением нижней челюсти, лечебную гимнастику следует сочетать с сошлифовыванием нестершихся бугров временных зубов.

Упражнения для нормализации функции языка

Гимнастические упражнения для языка рекомендуют после хирургического рассечения его укороченной уздечки, а также для устранения вредных привычек сосания пальцев и различных предметов, нормализации неправильного глотания и произношения звуков. При полуоткрытом рте ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губы, проводит языком от одного угла рта к другому, делает попытки достать языком перегородку носа, подбородок. Кроме того, проводит кончиком языка по небной и язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов и как бы пересчитывает их, проглаживает твердое и частично мягкое небо по средней линии, начиная от передних зубов, щелкает языком, для чего присасывает язык при сомкнутых губах к твердому небу, упражнение делают ежедневно от 3 до 10 раз.

Упражнение с вестибулярной пластинкой.

plastinkaС целью ортодонтического лечения дети вкладывают вестибулярную пластинку в рот на время сна. Днем пластинкой пользуются лишь при выполнении гимнастических упражнений. Цель упражнений — тренировка круговой мышцы рта, нормализация дыхания, исправление положения языка, нижней челюсти, шейного отдела позвоночника и головы. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, большим пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами. Упражнение выполняют 2 раза в день по 5—15 раз.

Профилактическая вестибулярная пластинка для 2ух-4 лет– самая лучшая альтернатива пустышке.

Пластинка выполнена из эластичного гипоаллергенного медицинского силикона и снабжена специальными перемычками, благодаря которым пластинка удобно располагается во рту. Легкое “накусывание” перемычек пластинки благодаря стимуляции рецепторов десны, помогает заместить сосание на жевание. С помощью этой пластинки, которую малышу дают вместо привычной соски, 83% деток отвыкают от нее в течение 2 недель.

puguvicaСтандартная пластинка.

  • корректирует неправильную функцию языка;
  • устраняет вредную привычку дышать ртом;
  • нормализует смыкание губ;
  • укрепляет круговую мышцу рта;
  • способствует исправлению дефектов речи;
  • plastinka

    При более тяжелой патологии недоразвития нижней челюсти стоматолог предложит пластинку с козырьком.

    pugovicaПри прокладывании языка между зубами при разговоре или глотании используют пластинку с заслонкой.

    plastinkaПластинку с бусинкой применяют при:

  • нарушении произношения твердых и мягких согласных звуков;
  • гнусавости, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба или после удаления аденоидных разрастаний;
  • врожденной гнусавости после проведенной операции по устранению врождённой расщелины неба;
  • патологически замедленного темпа речи;
  • патологически ускоренного темпа речи, причиной которого является недостаточность развития артикуляционного аппарата;
  • заикания;
  • пластинка с бусинкой также показана пациентам с макроглоссией, синдромом Дауна и ДЦП — т.е при ослабленной мускулатуре языка.
  • lm-aktivatorЕсли Вы заметили, что Ваш малыш дышит ртом (особенно ночью!), если ему недавно удалили аденоиды, но он продолжает дышать ртом, если ребенок сосёт палец или неправильно глотает, стоит заняться восстановлением нормальной фунции. Эффективное средство-преортодонтический трейнер, который достаточно носить всего час днем, плюс обязательно надевать ребенку на ночь. В последующем аппаратное ортодонтическое лечение будет проходить эффективней и быстрее.

    ortodont.mk.ua

    При лечении дистального прикуса систематически проводится два вида упражнений для выдвигателей нижней челюсти. При этом упражнении необходимо одновременно создавать нормальную функциональную окклюзию для новой установки нижней челюсти. Для закрепления достигнутых результатов прибегают к наклонным плоскостям помещаемым позади верхних резцов (направляющие коронки с небными наклонными плоскостями, накусочные пластинки и пр.).

    Первое упражнение. Сначала рекомендуется некоторая гиперкоррекция. Для этого надо медленно выдвигать нижнюю челюсть возможно дальше вперед, скользя нижними зубами по верхним до тех пор, пока нижние резцы не перекроют верхних. В таком положении следует задержать нижнюю челюсть приблизительно на 10 секунд и затем позволить нижней челюсти медленно возвратиться в обычное положение. Такое выдвижение нижней челюсти надо повторить подряд 10 раз и проделать его несколько раз в день. Рекомендуют проводить это упражнение при положении тела изображенном на рис. 45.

    Упражнения для выдвигателей нижней челюсти

    Второе упражнение. После того, как ребенок перестает испытывать чувство усталости от первого упражнения, переходят к следующему, не прекращая первого упражнения. Ребенок удерживает нижнюю челюсть в новом, выдвинутом вперед положении возможно дольше в течении дня. К закреплению полученных результатов при помощи направляющих аппаратов переходят после выработки такого «двойного» прикуса.

    Применение гимнастики группы мышц, поднимающих нижнюю челюсть, одни авторы считают целесообразным при открытом прикусе, а также при неправильном положении зубов во фронтальном участке. Другие авторы считают, что упражнения подымателей способствуют установлению боковых зубов в правильной артикуляции, кроме того, при дистальном прикусе эти упражнения усиливают собственно жевательную и внутреннюю крыловидную мышцы, в противовес височной мышце (первые две участвуют в выдвижении нижней челюсти вперед, а последняя — в отодвигании нижней челюсти назад).

    Значение упражнения подымателей некоторые авторы видят в том, что при этом упражнении язык прилегает к зубам и давит на них, чем достигается расширение челюсти. При наличии небного наклона фронтальных верхних зубов рекомендуется при этом упражнении кончиком языка упираться в верхние фронтальные зубы.

    Кроме всех этих упражнений, большое значение придается вибрационному массажу мышц щек и губ. Массаж проводится просто: рекомендуют часто полоскать рот слабым дезинфицирующим раствором (соды, борной кислоты и др.). Полоскание должно проводиться при сомкнутых губах, таким образом упражняется и круговая мышца pтa.

    Как выше было указано, миогимнастика не является самостоятельным методом лечения, а лишь вспомогательным.

    Рекомендуя ребенку специфическую миогимнастику, не следует забывать о значении гимнастических зарядок для всего организма, поэтому следует одновременно рекомендовать детям приучиться делать утреннюю зарядку и вообще заниматься физкультурными упражнениями, приучиться к холодным обтираниям и т. д.

    Миогимнастика может применяться в раннем детском возрасте: при молочном прикусе, в периоде смены зубов, как подготовка к последующему аппаратурному лечению.

    ortostom.net

    Что такое миогимнастика

    Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры.

    Специалисты разработали комплекс упражнений, которые восстанавливают функции мышц полости рта, окружающих зубные ряды.

    Перед проведением лечения оценивается функциональное состояние зубочелюстной системы пациента. Одним из методов оценки является жевательная проба по И. С. Рубинову.

    Принцип лечения с помощью миогимнастики заключается в тренировке мышц, в результате которой происходит их нормальное функционирование.

    Лечебная гимнастика может применяться, как:

    • Самостоятельное лечение.
    • Перед началом ортодонтического лечения.
    • В комплексе с ортодонтическим лечением нарушений прикуса.
    • После лечения с целью закрепления результата и предупреждения рецидива заболевания.

    Применять упражнения без рекомендации специалиста ортодонта бессмысленно, так как при различных причинах развития аномалий применяются разные комплексы упражнений.

    И только врач может назначить наиболее эффективный комплекс миогимнастики для устранения дефекта.

    Эффективность

    Эффективность миогимнастики зависит от степени выраженности аномалии, а также от качества и регулярности выполнения пациентом упражнений.

    С помощью упражнений можно получить хороший результат у детей с молочным прикусом (в возрасте от 4 до 7 лет), когда они понимают, что от них требуется.

    Как самостоятельное лечение, миогимнастика дает положительные результаты при аномальных изменениях верхних резцов.

    Правила проведения

    К проведению упражнений предъявляются следующие требования:

    • Мышцы должны сокращаться с максимальной амплитудой.
    • Необходимо следить за тем. Чтобы интенсивность сокращения мышц была в физиологических пределах.
    • Постепенное увеличение скорости и продолжительности сокращений.
    • Между последовательными сокращениями необходимо делать паузу, равную продолжительности самого сокращения.
    • При каждом упражнении сокращения мышц необходимо повторить несколько раз, пока не появится легкая усталость.
    • Наиболее эффективна миогимнастика для детей в возрасте от четырех до семи лет.

    Миогимнастические упражнения проводятся со специальными аппаратами или без них.

    Видео: «Как исправить прикус и сделать зубы ровными»

    Комплекс упражнений

    Существует много методик и упражнений, которые могут применяться для устранения дефектов.

    Миогимнастика при глубоком прикусе

    • Выполняется в положении стоя. Необходимо занести в направлении назад руки, а подбородок вверх. Находясь в таком положении постараться максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед, а затем вернуться в исходное положение. Упражнение необходимо повторять от 10 до 15 раз три раза в день.
    • Через месяц упражнение немного видоизменяют: делают все точно также с той лишь разницей, что при выдвигании нижней челюсти, нижние передние зубы должны установиться впереди верхних.
    • Упражнение по Рубинову И. С., которое сводится к выполнению дозированных упражнений, длительностью от 3 до 5 минут, как открывание и закрывание рта без выдвижения нижней челюсти. Частота проведения упражнения до пяти раз в сутки.

    Упражнения при открытом прикусе

    Используются приемы, способствующие тренировке мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

    Фото: Открытый прикус
    Фото: Открытый прикус
    • Производить сжимание и разжимание зубов. Контроль силы мышечного сокращения осуществляется с помощью пальцев, прижатых к щекам у коренных зубов (в области жевательных мышц). Упражнение выполнять до тех пор, пока не появится ощущение усталости жевательной мышцы
    • Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, но с сопротивлением. Указательным и средним пальцами правой руки, расположенными на нижних передних зубах, препятствовать поднятию нижней челюсти.
    • На деревянный карандаш или палочку надеть резиновую трубочку и прикусывать передними зубами.

    Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

    Тренировка круговой мышцы имеет важное значение при наличии ротового дыхания и межгубном зиянии.

    Упражнения способствуют удлинению верхней губы и развитию нормальных контуров ротового отверстия.

    В результате успешной тренировки мышцы отсутствует опасность рецидива наклона верхних резцов.

    Упражнения, направленные на восстановление функциональности круговой мышцы рта и коррекцию смыкания губ: 

    Фото: Упражнение для тренировки круговой мышцы рта
    Фото: Упражнение для тренировки круговой мышцы рта
    • Необходимо вытягивать губы, подобно тому, когда человек пытается задуть свечу, а затем растянуть их в широкой улыбке. После этого губы надо вытянуть вперед, пытаясь при этом что-нибудь говорить. Губы в таком положении удержать секунд на тридцать.
    • Сильно сжав губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Затем кулаками на них надавить, чтобы вышел воздух. При этом губы разжимать не надо.
    • Плотно сжав губы, набрать воздух под нижнюю губу, а затем под верхнюю (рекомендуется при протрузии резцов).
    • Между губами проложить полоску плотного картона, и плотно сжав, удерживать ее в течение 30-50 минут. В начале занятий удерживать губами картон, начиная с минуты и постепенно доводя до пятидесяти минут.
    • Для тренировки круговой мышцы рта рекомендуется дуть на перемещающиеся предметы: например, перышко или кусочек ваты.
    • В уголки рта закладываются мизинцы пальцев и слегка их растягивают, затем производится плотное смыкание губ.
    • Ватные валики небольших размеров закладывают за нижнюю и верхнюю губу по бокам от уздечки. При сомкнутых губах произносить звуки: п, б, м.

    Упражнения при наличии мезиального прикуса

    • Кончиком языка надавливать на небные поверхности передних зубов верхнего ряда в течение трех-пяти минут, пока не появится чувство усталости мышц.
    • Слегка запрокинув голову открывать и закрывать рот. В момент закрывания рта кончиком языка дотронуться до заднего края твердого неба.
    • Подтягивать нижнюю губу под передние верхние зубы.

    Гимнастика при косом прикусе

    Если причиной косого прикуса является смещение нижней челюсти в сторону, применяется следующее упражнение:

    Открыв максимально рот, перемещают нижнюю челюсть в ту сторону, где имеется неправильное смыкание зубов ( перекрытие верхних зубов нижними), затем, не меняя положение нижнюю челюсть поднять до смыкания  с зубами верхней челюсти и удержать в таком положении не менее пяти секунд, после чего челюсть можно опустить.

    Миогимнастика для мышц языка

    Упражнения, применяемые для коррекции смыкания губ:

    • «Часики». Плотно сжав губы, совершать языком круговые движения поочередно под верхней и нижней губой.
    • «Накажем непослушный язычок». Вытянутый язык разместить на нижней губе. Верхней губой, стараясь быстро сомкнуть губы, как бы шлепнуть по языку.
    • «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, которой надо покрасить потолок. В роли потолка выступает небо. Покрасить потолок надо очень тщательно, ничего не пропуская.
    • «Отбойный молоток». Язык надо прижать к небу широко открыв рот. Пытаться сомкнуть губы, издавая при этом звук молотка.

    Гимнастика после подрезания уздечки языка:

    Фото: Укороченная уздечка языка
    Фото: Укороченная уздечка языка
    • Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится попытка достать языком подбородок и кончик носа.
    • Языком изнутри и снаружи «пересчитываются» зубы.
    • Упереться кончиком языка сначала в одну, затем в другую щеку.
    • «Всадник». Щелканье языком широко открывая рот.

    Упражнения рекомендуется выполнять до десяти раз в день.

    Гимнастика для мышц передней части языка

    Применяется при инфантильном глотании.

    • Язык держать столбиком.
    • Приготовить резиновые колечки, нарезав резинку от пипетки. Накладывать резиновое колечко на кончик языка. Язык поднять к альвеолам и прижать к ним кольцо. Затем сглотнуть, не смыкая зубы и не закрывая рот. Необходимо следить за тем, чтобы кольцо не соскользнуло. После каждого глотания проверять наличие кольца на языке. Количество глотаний за один раз – от 10 до 12.  В первый день упражнение проделать 5- 6 раз, во второй – достаточно двух раз.
    • Прижать язык с кольцом к альвеолам при сжатых зубах и губах и удержать кольцо в течение пяти минут, постепенно увеличивать время и довести до 15 минут.

    Упражнения для среднего участка языка

    • Цоконье языком в течение 50-60 раз.
    • На кончик и середину языка накладываются два резиновых колечка. Зубы должны быть сомкнуты, а губы чуть приоткрыты. Поднять язык кверху и прижать к своду неба.

    Гимнастика для задней части языка

    • Для расслабления мышц с последующим массажем проводить полоскание горла подогретой водой.
    • Зевота.

    Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

    Упражнения выполняют вначале сидя. По мере усложнения – стоя.

    • Нижнюю челюсть выдвигать вперед до того момента, когда нижние резцы не перекроют резцы верхнего ряда. Удерживать челюсть в таком положении на протяжении десяти секунд, после чего вернуть в исходное положение.
    • Это же упражнение усложняется поворотами головы влево и вправо. Удерживать челюсть в таком положении как можно дольше. Повторить упражнение не менее десяти раз.
    • Запрокинув голову слегка назад, ноги – на ширине плеч, а руки отведены назад. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед до краевого смыкания зубов.

    protezi-zubov.ru

    Особенности дистального прикуса

    Главная отличительная черта аномалии – дистальное (утопленное назад) расположение нижнего зубного ряда по отношению к линии зубов верхнего.

    Такое отклонение приносит немало проблем в процессе пережевывания пищи и дыхания, ведет к нарушению речевой функции, проявляется диспропорцией лица.

    В стоматологии подобный дефект называют дистальной окклюзией, обусловленной недоразвитостью нижней челюсти на фоне сильно развитой верхней.

    Подобное нарушение сопровождается следующими характерными признаками:

    • разными размерами челюстей – верхняя челюсть намного выдвинута вперед, а нижняя утоплена назад, что визуально укорачивает лицо;
    • короткой верхней губой небольших размеров (выступающей или уплощенной);
    • необычным расположением нижней губы – за верхними резцами;
    • несмыканием губ (полуоткрытый рот) с резко выраженной подбородочной складкой;
    • неестественно выпуклым (припухшим) лицом со сдвинутым назад подбородком.

    Дистальному (прогнатическому) прикусу сопутствуют и другие патологии, поэтому лечению предшествует детальное изучение профиля пациента, чтобы врач мог понять, какой необходим результат в итоге лечения.

    Почему появляется зубочелюстная аномалия?

    В данном видео, вы узнаете, какие причины способствуют появлению дистального прикуса у взрослых и детей.

    Стоит заметить, что обычно дети рождаются с нижней челюстью в дистальном положении с характерной (сагиттальной) щелью между челюстями.

    Нижняя челюсть благодаря грудному вскармливанию, прорезыванию зубов и развитию жевательного рефлекса разрабатывается и растет, стремясь к нормальному положению, что влечет за собой замену подобного прикуса ортогнатическим (правильным).

    Какими причинами обусловлено появление дистальной окклюзии?

    1. Наследование челюстных особенностей родителей.
    2. Дородовые проблемы со здоровьем матери, нарушения процесса развития плода, а также осложнения при родах.
    3. Послеродовые нарушения.
    4. Заболевания органов дыхания и эндокринной системы, в том числе нарушение дыхания носом.
    5. Сложности с искусственным вскармливанием (использование сосок), обсасывание других предметов.
    6. Дефекты опорно-двигательной системы и неправильная осанка.
    7. Несвоевременная потеря (ранняя или запоздалая) молочных зубов.
    8. Стоматологические заболевания с нарушением структуры тканей.
    9. Зубочелюстные дефекты на фоне дефицита кальция и фтора, отсутствия в рационе питания жесткой пищи.

    Главные причины

    Часто встречающейся разновидностью прогнатического прикуса считают синдром глубокого прикуса.

    Его отличительная особенность – в процессе смыкания обеих зубных рядов верхние резцы заметно выступают за нижние резцы, перекрывая их на треть.

    Челюстная аномалия не только угрожает здоровью, но и выглядит не эстетично, вызывая ряд психологических затруднений.

    Из-за глубокого резцового перекрытия возникают проблемы с приемом пищи, травмируется слизистая рта, нарушается речь, а главное – быстро стираются зубы и деформируется височно-нижнечелюстной сустав.

    Причины появления глубокой окклюзии связаны с сильным повреждением боковых зубов, к примеру, кариесом.

    Кроме того, процессу способствуют неравномерно прорезывающиеся зубы, что раньше не поддавалось исправлению. Чтобы не возникали нарушения прикуса, малышей следует отучивать от вредной привычки сосать предметы и грызть ногти.

    Приучать же следует к твердой пище и поддержанию правильной осанки.

    Способы устранения

    В данном видео, вы узнаете как лечат неправильный прикус, в том числе и тот, о котором идет речь в данной статье. Рекомендуем к просмотру!

    Успешность лечения окклюзии обусловлена индивидуальными особенностями развития челюстной системы, степенью тяжести проявления патологии, а также возрастом пациента.

    В детском возрасте исправление прикуса дает положительные прогнозы, в то время как у взрослых процедура может не дать существенных результатов по причине уже сформированной зубочелюстной системы.

    Детский возраст. Исправление аномалии направлено на сдерживание темпов развития верхней челюсти и стимуляцию развития нижней.

    Процедуру рекомендуют начинать в раннем детстве, пока кости челюстно-лицевого аппарата полностью не сформировались, но произошла замена молочных зубов постоянными.

    Для этих целей применяют ортодонтическую аппаратуру – съемную и несъемную.

    До 10-летнего возраста прикус исправляют трейнерами, зубными капами и пластинами.

    Они не требуют постоянного ношения и не доставляют особых неудобств т.к. надевают их дома или на ночь.

    Для детей старшего возраста (после 10 лет), когда прикус уже сформировался, особой популярностью пользуются детские брекет-системы (металлические либо керамические, лингвальные).

    Как применяют Мирамистин для детей?Мирамистин для детей. Правильное применение указана в интересной статьей нашего сайта. Рекомденуем!

    Сколько стоят свечи Виферон для детей, можно узнать в этой статье, кроме того, вас ждёт интересный и очень полезный материал!

    Тут, расписано лечение афтозного стоматита у детей.

    Брекеты носят постоянно, длительность срока определяет врач.

    Взрослый возраст. Лечение происходит в следующих направлениях:

    • выдвижение нижней челюсти, если подобная окклюзия возникла из-за ее слабого развития;
    • уменьшение верхней челюсти, если она чрезмерно развита.

    Взрослым для исправления дистального прикуса понадобятся специальные брекет-системы и лицевые пластины, может потребоваться использование лицевой дуги.

    Работа конструкции брекетов заключается в смещении зубов в нужном направлении и их фиксации благодаря работе дуг с соединительными замками.

    В комплекс лечебных процедур входят: миостимуляция (разработка крыловидной мышцы), шлифование и удаление проблемных зубов верхней челюсти, меры по восстановлению дыхания носом, отучение от вредных привычек и др.

    Чтобы избежать удаления зубов совместно с брекетами используют специальные приспособления, постепенно выдвигающие нижнюю челюсть вперед.

    Для получения заметного результата носить брекет-системы придется до 4-х лет.

    На период стабилизации и закрепления эффекта при помощи ретенционных аппаратов может уйти еще два года, а иногда их приходится носить пожизненно.

    Предотвратить аномалию прикуса поможет своевременная профилактика, которой занимаются с раннего детства.

    Все усилия родители должны направить на устранение послеродовых причин, вызывающих окклюзию, иначе избавиться от дистального искривления зубного ряда в зрелом возрасте будет очень проблематично.

    32norma.com