У ребенка 2 года неправильный прикус


Фото: Трейнеры для исправления прикуса
Фото: Трейнеры для исправления прикуса

Неправильный прикус у ребенка представляет собой аномалию развития зубочелюстной системы.

Нарушение прикуса у детей, по статистическим данным, составляет 90% случаев.

Среди них 10-15% детей, у которых имеются серьезные нарушения прикуса, в связи с чем, вмешательство стоматолога-ортодонта является просто необходимым.

Родители большинства детей часто не обращают внимания на проблему своего ребенка и обращаются к стоматологу только за эстетической помощью.

Причины

Формирование неправильного прикуса у ребенка может происходить по разным причинам, а также на его развитие могут оказывать влияние множество факторов.

Неправильный прикус у детей может развиться по следующим причинам:


  •  Генетическая предрасположенность к развитию аномалии прикуса. Она играет чуть ли не первостепенную роль, поэтому, очень важно, чтобы в возрасте ребенка от трех до пяти лет, состоялось посещение врача-ортодонта.
  • Наличие детских вредных привычек: сосание пустышки, пальцев рук, различных игрушек и каких-либо предметов способствует развитию неправильного прикуса у ребенка.
  • К развитию неправильного прикуса предрасположены дети, молочные зубы которых очень близко располагаются по отношению друг к другу. Постоянные зубы требуют большего наличия пространства и имеют большие размеры, по сравнению с молочными зубами.
  • Преобладание в пищевом рационе ребенка, преимущественно мягкой пищи.

К группе риска необходимо отнести детей:

  • Чьи родители также страдают аномалией прикуса.
  • С нарушением носового дыхания – дети, страдающие ЛОР заболеваниями (наличие у ребенка аденоидов), аллергией и т.п.
  • Развитие неправильного прикуса часто связано с отсутствием естественного вскармливания ребенка, применением сосок для кормления и пустышек.
  • С патологией позвоночника и нарушением осанки.
  • С наличием системных заболеваний (сахарный диабет, патология нервной системы).

Симптомы

Признаками неправильного прикуса у ребенка являются:

Фото: Наличие щели между зубами
Фото: Наличие щели между зубами
  • Изменение положения зубов, поворот вокруг оси.
  • Наличие щелей между зубами.
  • Неровности зубного ряда.
  • Выдвижение зубов в переднем или заднем направлении.
  • Нарушение постановки челюсти при смыкании зубов.

Виды аномалий

Среди аномалий развития прикуса выделяют следующие:

  • Открытый прикус. Для данной аномалии является характерным не смыкание группы зубов при центральной окклюзии. Часто встречающийся вид – передний открытый прикус, нежели в области боковых зубов с двух, либо с одной стороны.
  • Мезиальный прикус. Очень распространенная деформация, которая характеризуется выдвижением вперед нижней челюсти относительно верхней.
  • Дистальный прикус. Характеризуется гиперразвитием верхней челюсти, либо недоразвитием – нижней. Верхний зубной ряд выдвинут вперед относительно нижней группы зубов.
  • Перекрестный прикус. Наблюдается ассимметрия лица. Одна из челюстей более узкая, при этом нижняя челюсть смещается вправо или влево. Аномалия может быть, как односторонней, так и двусторонней.
  • Глубокий прикус. В момент смыкания челюстей верхняя челюсть перекрывает нижнюю более, чем на треть.
  • Диастема. Проявляется в виде наличия широкой щели (шириной от 1 до 6 мм) между центральными резцами верхнего или нижнего зубного ряда. В верхнем ряду зубов аномалия встречается чаще, чем в нижнем.

Видео: «Как выровнять кривые зубы? Как исправить прикус у ребенка? Не брекеты!»

Когда начинать лечение

  • Наличие аномалии прикуса является одной из таких проблем, которую можно решить, если начать лечение до достижения ребенком пятилетнего возраста.
  • Если исправление аномалии не будет начато вовремя, то наличие челюстно-лицевых дефектов, которые связаны с развитием неправильного прикуса, могут впоследствии стать причиной болезней органов дыхания и пищеварительной системы.
  • Кроме того, при наличии неправильного прикуса нередко возникают проблемы не только с зубами, но и с деснами. В результате увеличивается риск кариеса, развивается пародонтоз, появляется хруст, щелчки и боль в височно-нижнечелюстном суставе. Нередко случается потеря зубов.
  • При раннем обращении к врачу проблема может быть устранена с помощью съемной аппаратуры, стимулирующей рост челюстных костей и корректирующей работу мышц. Для коррекции прикуса у детей более старшего возраста, применяются несъемные конструкции т.к. речь уже идет о сформировавшихся аномалиях. Причем, во взрослом состоянии, исправить аномалию развития челюстных костей возможно только путем хирургического вмешательства.

Исправление прикуса

Процесс исправления прикуса у детей является сложным и длительным. Исправить прикус у ребенка самостоятельно невозможно.

Поэтому малыша необходимо показать ортодонту, до того, как ребенку исполнится 1, 2 или 3 года.

Уже в таком возрасте опытный стоматолог сможет сделать прогноз по поводу прикуса, и в случае необходимости примет меры для профилактики аномалии развития.

  • Для предупреждения аномалии развития прикуса, совсем маленькому ребенку может быть рекомендовано применение специальной соски, которая будет отделять язык от зубов.
  • Для лечения неправильного прикуса у ребенка, чаще всего, используются съемные пластинки, выполняющие различные функции, в зависимости от причины, вызвавшей аномалию.

    Фото: Съемные пластинки для выравнивания зубов
    Фото: Съемные пластинки для выравнивания зубов

  • Это могут быть пластинки, предотвращающие развитие вредных привычек, для решения логопедических проблем (если у ребенка нарушена речь), для расширения зубного ряда и др.
  • Среди мягких конструкций, предназначенных для коррекции аномалии – это ЛМ – активаторы и трейнеры, которые больше подходят для исправления прикуса детям в возрасте 7-12 лет.
  • В возрасте 10-12 лет устанавливают полные или частичные брекеты. Исправление аномалии с помощью брекет-систем может длиться от шести месяцев до двух лет и более.

Почему необходимо начинать лечение в раннем возрасте

Причин исправления прикуса у детей до 5 лет достаточно много:

  • Развитие неправильного прикуса оказывает негативное влияние, как на здоровье зубов, так и на весь организм.
  • Исправить аномалию развития у детей гораздо легче и быстрее, чем у взрослого.
  • Ребенок намного легче, чем взрослый переносит присутствие в полости рта присутствие ортодонтических аппаратов.
  • Проводить коррекцию развития челюсти у взрослого человека невозможно.

Фото: до и после

глубокий прикус до глубокий прикус после

до
после
до после

 

protezi-zubov.ru

Причины

Врачами установлены несколько предпосылок, которые приводят к формированию патологического прикуса.

  1. Нарушение внутриутробного развития, вследствие чего неправильно прорезываются отдельные зубы или происходят изменения в височно-нижнечелюстном суставе.
  2. Нарушение роста и развития костей лицевого скелета.
  3. Генетическая предрасположенность.
  4. Использование сосок и пустышек после шестимесячного возраста или после того, как у ребенка прорезались первые зубы.
  5. Родовая травма.
  6. Раннее удаление молочных зубов.
  7. Множественные поражения кариесом.
  8. Недостаточное количество кальция и фтора в формирующемся организме.
  9. Травмы зубов и челюстных костей.
  10. Несбалансированное и скудное питание.

Формирование патологического прикуса может происходить по одной причине, либо в результате их сочетанного влияния. Для предупреждения проблем в будущем рекомендуется посетить ортодонта для консультации не позднее, чем в 3 — 4 года.

Кто в группе риска?

С особым вниманием следует отнестись к тем детям, у которых в анамнезе присутствуют следующие предрасполагающие факторы:


  • неправильный прикус, имеющийся у взрослых и передающийся из поколения в поколение;
  • нарушение носового дыхание на фоне разрастания аденоидов, аллергических реакций или частых простудных заболеваний;
  • приобретенные системные болезни (сахарный диабет, патология костно-мышечного аппарата или нервной системы);
  • врожденное нарушение осанки;
  • вредные привычки (сосать палец или соску, грызть ногти или ручку, жевать пищу преимущественно передними зубами, поддерживать подбородок рукой). (фото 3)

Виды неправильного прикуса

На сегодняшний день в современной стоматологии врачи применяют несколько различных классификаций видов неправильного прикуса. Различные систематизации могут подразумевать одно и тоже проявление патологии, однако при этом нарушения имеют различные наименования. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды изменений прикуса.

Дистальный прикус

Его основная особенность — расположение нижней челюсти кзади, при этом нарушается ключ окклюзии, т.е. физиологическое смыкание шестых и третьих зубов, и нижний первый моляр имеет более дистальное положение по сравнению с аналогичным зубом на верхней челюсти, а верхний клык располагается перед межзубным промежутком между третьим и четвертым зубом. В различных источниках можно встретить несколько вариаций наименования данного нарушения: прогнатия, прогнатический прикус, дистоокклюзия, постериальный прикус.

Клинически патология проявляется:


  • выпуклый профиль лица;
  • укороченный нижний отдел лицевого скелета;
  • выраженные носогубные складки;
  • чаще всего в расслабленном положении губы не смыкаются;
  • при чрезмерной выраженности дистального прикуса у ребенка может нарушаться жевание, глотание и дыхание.

Помимо этого, при дистальном прикусе происходят функциональные нарушения. Из-за того, что верхние резцы значительно выступают вперед, образуется саггитальная щель. Это затрудняет процесс откусывания и пережевывания пищи. Преобладание ротового дыхания приводит к тому, что изменяется форма губ, а также пересыхают слизистые оболочки полости рта. Вследствие того, что губы не смыкаются, это, в свою очередь, ведет к изменению положения языка. Неправильное перераспределение давления мышц щек и языка приводит к еще большему сужению нижней челюсти, выступанию верхних зубов вперед и усугубляется длина резцового перекрытия.

Мезиальный прикус

При такой разновидности зубочелюстной аномалии нижняя челюсть значительно выступает вперед, при этом верхние клыки располагаются позади межзубного промежутка между третьим и четвертым зубами нижней челюсти. Клиническая картина мезиального прикуса следующая:


  • вогнутый профиль;
  • выступающий подбородок;
  • западание верхней губы;
  • укорочение нижней части лица;
  • выступание нижней челюсти вперед.

Синонимичными названиями мезиального прикуса являются: мезиоокклюзия, прогения, прогенический прикус, 3 класс по классификации Энгля.

Глубокий прикус

Глубокое перекрытие относится к нарушениям соотношения зубных дуг в вертикальной плоскости. При этом у ребенка наблюдается значительное перекрытие нижних резцов верхними зубами (более 2/3 высоты клинической коронки).

Для обозначения глубокого прикуса ортодонты используют такие понятия, как понижающий или травмирующий прикус, а также глубокое резцовое перекрытие.

При визуальном осмотре удается обнаружить следующие особенности:

  • зубоальвеолярное укорочение в боковом отделе челюсти;
  • зубоальвеолярное удлинение в переднем отделе челюсти;
  • атипичная форма верхних резцов, их чрезмерно крупный размер.

Клинические признаки зависят от того, с какой формой прикуса сочетается данная патология.

  1. Нейтральный прикус – скученность передних верхних зубов, некоторое уплощение зубной дуги. Режущие края нижних резцов могут повреждать слизистую оболочку переднего отдела неба, а резцы верхней челюсти – межзубные сосочки и наружной стороны десны.
  2. Дистальный прикус – передние зубы нижней челюсти упираются в небо и зачастую травмируют его. За счет того, что верхние резцы имеют чрезмерную величину, происходит блокирование нижней челюсти, т.е. создаются условия, при которых ее рост становится практически невозможным.
  3. Мезиальный прикус – наблюдается обратное резцовое перекрытие, когда нижние зубы выступают вперед и перекрывают верхние резцы.

Основными причинами, которые приводят к такому соотношению челюстей, являются кариозные и некариозные поражения зубов в боковых отделах, за счет чего происходит их истирание, уменьшение высоты клинической коронки и, как следствие, понижение прикуса. Также влияние оказывает ранняя утрата молочных зубов или первых постоянных моляров.

Открытый прикус

Как и глубокий прикус, данная разновидность нарушений относится к вертикальным аномалиям расположения челюстей. При этом между передними верхними и нижними зубами образуется щель, которая не исчезает даже при плотном смыкании премоляров и моляров. Она может быть как симметричной, так и неравномерной. Если открытый прикус наблюдается в боковом отделе челюстей, то щель бывает как односторонней, так и двухсторонней.

Возникает открытый прикус либо из-за врожденных нарушений, либо на фоне негативного влияния вредных привычек. Поэтому если родители заметили, что малыш начал регулярно сосать палец, грызть карандаш или ногти, то необходимо постараться его отучить как можно скорее.

Открытое соотношение челюстей способно развиваться в различные периоды формирования прикуса. Это значит, что данная патология встречается у детей с молочными и постоянными зубами. Также как и глубокий, открытый прикус бывает нейтральным, дистальным и мезиальным.

Выраженность аномалии измеряется в расстоянии между зубами верхней и нижней челюсти:

  • 1 степень – не более 5 мм;
  • 2 степень – от 5 до 9 мм;
  • 3 степень – свыше 9 мм.

Перекрестный прикус

Существуют несколько определений, характеризующих перекрестный прикус: косой, вестибулоокклюзия, лингвоокклюзия и другие. Зачастую возникает в период внутриутробного развития, когда происходят нарушения формирования костного скелета малыша. Также патология передается генетически либо в результате возникновения таких болезней, как остеомиелит, рахит или полиомиелит. Немаловажную роль играют и вредные привычки. Обращайте внимание, если ребенок подбирает подбородок рукой, постоянно спит только на одном боку.

Существует несколько разновидностей перекрестного прикуса

  1. Лингвальный – когда зубы сомкнуты в соотношении центральной окклюзии, то небные бугры верхних моляров перекрывают щечные бугры нижних. Бывает как односторонним, так и двухсторонним.
  2. Буккальный – при смыкании зубных рядов щечные бугры верхних зубов перекрывают одноименные бугры нижних.
  3. Смешанный – сочетанная патология межзубного соотношения.

Перекрестный прикус может сопровождаться смещением нижней челюсти. В такой ситуации клинические симптомы сильно выражены:

  • у ребенка наблюдается асимметрия лица;
  • возникают затруднения при жевании;
  • дислалия;
  • различные виды нарушений с левой и правой стороны.

Симптомы

Существуют очевидные признаки неправильного прикуса зубов, которые заметны даже человеку без медицинского образования.

  1. Искривления и поворот по оси зубов.
  2. Чрезмерное выдвижение нижней челюсти вперед либо наоборот, преобладание размеров верхней челюсти.
  3. Наличие щели между центральными резцами.
  4. Расположение клыков вне зубной дуги.
  5. Скученность зубов, особенно часто характерная для переднего отдела нижней челюсти.
  6. Чрезмерное перекрытие нижних резцов верхними.
  7. Обратное положение челюстей.

Помимо эстетических недостатков, при зубочелюстных аномалиях дети могут жаловаться на то, что им сложно жевать и проглатывать пищу. Также порой ребенка беспокоит постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости острыми краями зубов, а также затрудненное носового дыхание и от этого вынужденное открытое положение рта, из-за чего пересыхают слизистые оболочки. Нередко неправильный прикус даже у маленького ребенка, которому 2 или 3 года вызывает боли в лицевых и жевательных мышцах, а также приступы головных болей.

При внимательном рассмотрении можно заметить, что у таких детей часто напряжены носогубные складки, преобладает ротовой дыхание, присутствует напряжение подбородочной области и губ в процессе глотания пищи. Также нередко есть некоторые изменения в профиле, небольшая асимметрия лица.

Однако основные проблемы при неправильном положении челюстей кроются глубоко внутри. За счет того, что нижняя челюсть выступает вперед или назад, смещено ее положение относительно основания черепа и позвоночного столба. Это, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, зажатию нервных окончаний и головным болям. Очень часто у детей с патологией зубочелюстного аппарата врачи отмечают дислалию – нарушение произношения некоторых звуков.

Непосредственно в ротовой полости аномальный прикус приводит к тому, что возникают механические травмы щек и языка из-за прикусывания их буграми зубов. Также у многих детей отмечается гиперчувствительность на фоне повышенного истирания твердых тканей, кровоточивость десен, гингивит, пародонтит и болезни, затрагивающие височно-нижнечелюстной сустав.

Другим важным аспектом патологического прикуса является психологический дискомфорт, возникающий у ребенка по причине того, что он немного внешне отличается от других детей. Особенно он усугубляется, если малыш слышит в свой адрес насмешки от сверстников. Это приводит к замкнутости, раздражительности и развитию комплексов.

Диагностика

Перед тем, как ортодонт займется исправлением у ребенка неправильного прикуса, специалист должен провести целый комплекс диагностических мероприятий, на основании результатов которых возможно точное установление диагноза.

В современной ортодонтии применяют следующие методы определения патологии прикуса.

  1. Антропометрический метод. Основывается на закономерностях построения мозгового и лицевого отделов черепа, а также пропорциональном соотношении разных отделов головы. Диагностика проводится по фото либо непосредственно по лицу.
  2. Изучение диагностических моделей. После осмотра врач делает оттиски верхней и нижней челюсти, по которым в зуботехнической лаборатории отливаются гипсовые модели. На них производится измерение параметров зубов, длины и ширины зубного ряда, толщины альвеолярного отростка, а также расстояние между зубами.
  3. Рентгенологическое исследование. Один из основных методов, который позволяет «заглянуть» внутрь челюстей для определения состояния зачатков постоянных зубов, а также структуры костной ткани и расположения анатомических образований относительно друг друга. Особенно распространены панорамные снимки, рентгенография височно-нижнечелюстного сустава, а также телерентгенограммы, позволяющей точно определить положение особых точек, на основании расстояния между которыми можно судить о наличии той или иной деформации.
  4. Проведение функциональных проб. Выполняя определенные манипуляции, врач определяет, как у пациента развиты функции жевания, глотания, дыхания и речи.

Лечение

Когда мама подозревает, что у ребенка сформировался неправильный прикус, то первое, что необходимо делать, это обращаться к ортодонту за консультацией. Проведя все необходимые диагностические мероприятия, врач определит разновидность патологии и выберет наиболее оптимальные методы для ее устранения.

Все методики лечения зубочелюстных аномалий можно разделить на 5 групп:

  • миотерапия;
  • аппаратное лечение;
  • хирургическое лечение;
  • комплексное (сочетание оперативного вмешательства и применения ортодонтических аппаратов);
  • ортопедическое.

Миотерапия

Данная методика предназначена для лечения и профилактики возникновения аномалий прикуса, сущность которой заключается в регулярном выполнении специальных упражнений для мимических, жевательных, а также мышц дна полости рта. Миотерапия случит основным методом устранения нарушений во временном прикусе и дополнительным – в смешанном прикусе с одновременным применением ортодонтических аппаратов или проведением оперативного вмешательства.

Чтобы лицевая гимнастика пошла на пользу, необходимо следовать определенным правилам ее выполнения.

  1. Упражнения должны быть систематическими и регулярными.
  2. Сила, прилагаемая для сокращения мышц, достаточная, но не чрезмерная.
  3. Напряжение в мускулах необходимо создавать медленно и без рывков.
  4. Каждое упражнение повторяется несколько раз до развития чувства легкой усталости.
  5. По мере привыкания мышц силу и интенсивность, а также продолжительность занятий следует увеличивать.

Наиболее эффективные и распространенные упражнения для тренировки челюстно-лицевого аппарата:

  • попеременное смыкание зубов;
  • максимальное статическое сжатие челюстей;
  • выдвижение нижней челюсти вперед;
  • сильное сжатие губ в статике и динамике;
  • щелкание языком;
  • «выталкивание» щек при помощи языка;
  • удержание при помощи губ линейки или тонкой полоски бумаги.

Аппаратурный метод

Устранение большинства разновидностей неправильного прикуса осуществляется именно с помощью специальных аппаратов, поэтому по окончании лечения бывает хорошо заметна разница до и после. Ортодонтические конструкции используются в период смешанного и постоянного прикуса.

Все существующие аппараты для лечения аномалий прикуса можно разделить на съемные и несъемные. По принципу действия и прилагаемым силам ортодонтические конструкции бывают:

  • механические – перемещения осуществляются за счет дуг, лигатур, винтов и резиновой эластичной тяги (аппарат Энгля, Айнсворта, Дерихсвайлера, брекет-система);
  • функционально-направляющие – давление на зубы передается через окклюзионные накладки, накусочные площадки и наклонные плоскости (пластинки с площадками, каппа Шварца, каппа Бынина);
  • функционально-действующие – в конструкции аппарата присутствуют заслонки для губ, щек или языка, которые предупреждают чрезмерное давление мускулатуры на челюсти (стандартные пластинки Шонхера, регулятор функций Френкеля, аппарат Кламмта).

Комплексный подход

Сочетание нескольких методов производится при резко выраженном нарушении зубочелюстного аппарата, в особенности связанном с аномалиями размера и прорезывания зубов смешанном прикусе.

Хирургическое вмешательство

Операции проводятся достаточно редко и в тех случаях, когда при помощи других способов невозможно достигнуть желаемого результата. Выполняется только в сформированном постоянном прикусе.

  1. Компактостеотомия – создание небольших отверстий в челюсти для активации процессов репарации, за счет чего происходит более эффективное перемещение зубов в постоянном прикусе.
  2. Метод Хотца – последовательное удаление молочных зубов для «управления прорезыванием». Изначально призводится экстирпация молочных клыков, если не хватает места постоянным резцам. После этого удаляют молочные четверки для более легкого прорезывания постоянных премоляров. Если для режущегося постоянного клыка мало места в зубном ряду, то убирают постоянный первый премоляр, после чего третий зуб становится на место.

Удаление зубов производится только по показаниям.

Ортопедический метод

Способ, который можно использовать во все периоды развития и формирования прикуса, если это позволит устранить эстетические и функциональные дефекты. Целью такой методики является восстановление формы разрушенных или утраченных зубов, как временных, так и постоянных, для нормализации работы зубочелюстной системы.

Детям, как и взрослым, можно изготовить вкладки, коронки или небольшие мостовидные протезы.

Подбор любой из перечисленных методик проводится только в индивидуальном порядке, так как зависит от большого количества врожденных и приобретенных факторов.

  1. В период временного прикуса перед врачом стоит задача создать оптимальные условия для последующего физиологического развития и функционирования зубочелюстной системы. Используется миотерапия, а также специальные аппараты (преортодонтические трейнеры), которые дают возможность стимулировать рост определенных участков челюстной кости.
  2. В смешанном прикусе чаще всего ребенку для избавления от нарушения необходимо носить аппараты. Восстановление прикуса происходит за счет перемещения отдельных зубов, коррекции формы зубных дуг, удержания роста чрезмерно развивающихся участков челюсти и стимулирование отстающих.
  3. Когда у ребенка уже постоянный прикус на стадии формирования, то родителям важно не упустить момент для оптимального начала ношения пластинок. Если формирование челюсти уже завершено, то исправить неправильный прикус и обрести ровные зубы удастся только после длительного ношения брекетов.

Последствия

Формирование неправильного прикуса может привести к таким последствиям, как:

  • изменение параметров лица и его эстетики;
  • искривление зубного ряда;
  • ранняя утрата зубов и их истирание;
  • серьезные челюстно-лицевые аномалии способны спровоцировать возникновение частых головных болей;
  • затруднения при жевании и проблемы с пищеварением;
  • нарушение осанки.

Профилактика

Предупредить развитие многих приобретенных зубо-челюстных деформаций у ребенка можно, если, начиная с раннего возраста, родители будут заниматься профилактикой. Зачастую избежать отклонений невозможно только при генетически обусловленных аномалиях, все же другие факторы удается полностью устранить, либо минимизировать их влияние на жевательный аппарат.

  1. Постараться наладить грудное вскармливание, так как сосание груди, в отличие от кормления из бутылочки, обеспечивает более правильное и физиологичное положение нижней челюсти в процессе кормления. При искусственном вскармливании необходимо подбирать такие пустышки и соски, которые заставляют малыша прилагать усилия для высасывания смеси из бутылочки.
  2. Если ребенок приучен к соске, то постараться отказаться от нее после прорезывания первых резцов, чтобы не испортить соотношение челюстей, а также избежать формирования открытого или перекрестного прикуса.
  3. Начиная с 6-8 месячного возраста постепенно вводить твердую пищу в ежедневный рацион, так как активное жевание способствует росту челюстей и создает необходимую для правильного формирования прикуса нагрузку на мышечный аппарат.
  4. Контролировать, чтобы малыш не спал всегда в одном и том же положении, так как это способно привести к деформации зубных рядов.
  5. Не допускать развития вредных привычек. Обращайте внимание, чтобы ребенок не грыз ручки и карандаши, не сосал большой палец, не подпирал подбородок рукой.
  6. Выполняйте гимнастику для губ, языка и челюстей. Это обеспечит их укрепление и правильное положение относительно друг друга.
  7. После прорезывания первых зубов у ребенка не позднее, чем в 1 год, следует посетить стоматолога для консультации, а визит к ортодонту необходимо осуществить в возрасте 3-4 лет.

В некоторых ситуациях не допустить развития деформации удается путем сошлифовывания режущего края и бугров жевательных зубов, однако такой способ разрешен только после консультации у ортодонта и по его назначению.

Вывод

Привычки, заложенные в детстве, помогут ребенку сохранить красоту улыбки и здоровье полости рта на долгие годы. Поэтому так важно, чтобы родители с раннего возраста приучали малыша к чистке зубов, в также водили кроху на регулярные профилактические осмотры к стоматологу, ведь своевременное обращение к врачу позволит как можно скорее начать исправление возникающей деформации и не допустить ее закрепления.

Распространенные вопросы

Оптимальный возраст для коррекции деформаций в постоянном прикусе – это 8-10 лет. Именно в этом возрасте у ребенка уже прорезываются вторые резцы, на основании соотношения которых врач и делает выводы о том, насколько длительным и эффективным будет ортодонтическое лечение. В любом случае, перед тем, как пытаться исправить неправильный прикус, следует обратиться к специалисту за консультацией. В некоторых случаях искривления можно устранить, начиная с четырехлетнего возраста в ходе занятий миогимнастикой.

Продолжительность ношения аппарата зависит от возраста ребенка, когда начато исправление челюстной деформации, также от выраженности аномального прикуса и особенностей конструкции пластинок или брекетов. В среднем длительность коррекции прикуса составляет от 6 месяцев до полутора лет.

Нельзя сказать, что исправлять прикус – это больно, однако некоторый дискомфорт может присутствовать. Дело в том, что благодаря создающимся силам происходит перемещение или поворот зубов, и если лечение начато своевременно, то ребенок только первое время может ощущать легкое давление. Чем старше возраст, тем плотнее становится кость, из-за чего процесс передвижения зубов будет более сложным.

zdravotvet.ru

Формирование прикуса в период внутриутробного развития

Начало развития прикуса припадает на внутриутробный период, когда формируется лицо и челюсти эмбриона, происходит минерализация и закладка первых временных зубов. Неблагоприятные факторы могут спровоцировать развитие аномалии челюстей уже с трёхмесячного возраста эмбриона. С пятого месяца внутриутробного периода, начинается процесс закладки и минерализации резцов, а с седьмого – моляров и клыков. Формируется химический состав и структура дентина и эмали.

Кроме закладки зубов, у эмбриона начинают интенсивно развиваться челюсти. В период второго триместра нижняя челюсть более развита, поэтому находится в мезиальном положении – значительное выдвижение вперёд нижней челюстной дуги. В период третьего триместра, у эмбриона формируется твёрдое нёбо, что влияет и на соотношение челюстных дуг – верхняя челюсть преобладает над нижней челюстью (прогнатическое соотношение). Это соотношение считается правильным, сохраняется после рождения малыша и исправляется благодаря последующему развитию лицевых мышц.

Периоды развития прикуса у ребёнка после рождения

Прогнатическое соотношение челюстных дуг, при правильном развитии прикуса, должно полностью исправиться к году жизни малыша и приобрести ортогнатическое (правильное) соотношение. Происходит этот процесс благодаря физическому акту сосания малышом соски или груди. Круговые мышцы лица развиваются при охвате и удержании соска, при осуществлении сосательных движений и глотании молока. Активность работы нижней челюсти позволяет ей повысить тонус мышц и правильно развиться. К моменту, когда начнётся прорезывание первых молочных резцов, интенсивный рост нижней челюсти позволяет ей выдвинуться мезиально.

как определить прикус у ребенка

Ребёнку исполнилось 6 месяцев. Начинают прорезаться первые резцы – начало формирования временного молочного прикуса, который делится на 2 периода:

  1. Формирующийся – происходит процесс прорезывания первых молочных резцов. Продолжается данный период до трёхлетнего возраста малыша. За это время у ребёнка должно прорезаться: 8 резцов, 4 клыка и 8 моляров. В общей сложности 20 зубов на обеих челюстных дугах.
  2. Сформировавшийся – процесс прорезывания всех молочных зубов окончен. Челюсти малыша готовятся к появлению постоянных резцов и началу формирования сменного прикуса. Период сформированного молочного прикуса уже позволяет определить у ребёнка первые отклонения в развитии зубочелюстной системы.

Ребёнку 6 лет – начало формирования сменного прикуса, который длится до четырнадцатилетнего возраста. Теперь зубные дуги должны вместить в себя не 20 зубов, а 28, которые к тому же крупнее размерами. Если зубочелюстная система задерживается в развитии, постоянным зубам не хватает места, что часто провоцирует формирование неправильного прикуса у ребёнка. Период развития постоянного прикуса начинается с 13 летнего возраста и продолжается до 24 лет, когда появляются последние постоянные моляры (зубы мудрости).

Каждая из вышеперечисленных стадий развития очень важна в правильном формировании прикуса. Его исправление возможно в любом возрасте, но именно эти периоды лучше всего подходят для лечения и исправления патологии.

Неправильный прикус у ребёнка — симптомы

Начиная с трёхлетнего возраста ребёнка, любой врач ортодонт определит существование патологии. Родители также могут обратить внимание на некоторые явные признаки, что служат сигналом к незамедлительному посещению специалиста. Этими признаками могут быть различные неровности зубных рядов, их выдвижение в заднем или переднем направлении. Зуб может находиться в неправильном положении или быть развёрнутым вокруг оси. Патологией можно считать и межзубные щели, наличие которых допустимо лишь в период подготовки дёсен к прорезыванию постоянных резцов.

проблемы с прикусом у ребенка

Эти приметы могут указывать на тот или иной вид патологии, которую разделяют на 5 типов неправильного прикуса. Каждая из них влечёт за собой определённые последствия для развития и правильной функциональности всего организма.

  1. Дистальный вид патологии – верхний зубной ряд сильно выдвинут вперёд и значительно перекрывает собой нижний. Это исключает контакт между верхними и нижними резцами. Последствия: частые заболевания пародонта и кариеса, нарушенные функции глотания, болевые ощущения височно-нижнечелюстного сустава.
  2. У ребёнка неправильный прикус, нижняя челюсть выдвинута вперёд – мезиальный тип патологии. Кроме того, что данная аномалия приводит к искажению формы лица, последствия могут проявляться в нарушенном процессе пережёвывания пищи и в стремительном развитии пародонтоза. Если мезиальный тип не вылечить в раннем возрасте пациента, в дальнейшем патология может стать серьёзным препятствием в процессе имплантации, протезирования и всех остальных стоматологических манипуляций.
  3. Перекрестный вид – неравномерное развитие обеих челюстей. Нарушения могут проявляться в боковой или передней части челюсти. Главный признак – асимметрия лица, а последствия: нарушения в дикции и дыхании, стремительное развитие кариеса и пародонта. У детей с данной патологией, значительно возрастает вероятность возникновения проблем, связанных с ЖКТ. Это обусловливается некачественным пережёвыванием пищи.
  4. Глубокий вид аномалии – верхний ряд зубов перекрывает нижний ряд на 50% или более. Обусловливается недоразвитием нижней челюсти и является самой распространённой патологией. Последствия: скорая потеря зубов, травмирование слизистой, затруднения в приёме пищи, повышенная стираемость резцов и головные боли.
  5. Открытый прикус – при полном смыкании челюстей, зубные ряды не смыкаются в передней или в боковой части челюсти. Характеризуется нарушенной дикцией, удлинённой формой лица, нарушениями при пережёвывании и глотании пищи, а также постоянным напряжением мышц рта.

Если у ребёнка изначально был правильно сформирован прикус, посещения стоматолога всё равно должны проходить регулярно. Есть ещё один вид патологии, которая может развиться со временем – снижающий тип. Его формирование начинается после стирания резца или его утраты. Тогда остальные зубы стараются заполнить собой образовавшееся пространство и начинают смещаться в этом направлении. Нарушается строение всего зубного ряда, а позднее исправление значительно увеличивается в сроках лечения.

Причины формирования неправильного прикуса у ребёнка

Кроме наследственного фактора формирования аномалии, патология в развитии прикуса возникает у детей, что находятся на искусственном вскармливании. Чтоб хорошо обхватить ротиком сосок материнской груди, малышу требуется немного выдвинуть нижнюю челюсть. Это даёт возможность лицевым мышцам хорошо работать и развиваться. Молоко из бутылочки бежит практически само, да и для обхвата соски ребёнку не требуется особых усилий. Весь процесс заключается в основном только в глотании. Мышцы нижней челюсти не напрягаются. Она начинает значительно отставать в развитии, провоцируя формирование неправильного прикуса у ребёнка.

неправильный прикус у трехлетнего ребенка

Вторая причина развития аномалии – отсутствие твёрдой пищи для малыша. С шести месячного возраста начинается период первого прикорма. Каждая мама хорошо измельчает введённые продукты питания. Но уже с годика, в рацион обязательно нужно вводить твердую, ни измельчённую пищу. Это поможет в развитии жевательного аппарата. Нижние и верхние челюсти будут развиваться равномерно. Мышечная ткань десны будет укрепляться, а зубки займут правильное положение в челюстной дуге.

Немаловажную роль в формировании прикуса играет и положение головы ребёнка во время кормления или сна. Привычка постоянно спать в одном положении (подкладывать ручку под щеку, запрокидывать голову, спать всё время на одном боку, прижимать головку к груди), может привести к смещению или сужению нижней челюсти.

Нарушения в развитии зубочелюстной системы могут происходить из-за нехватки в детском организме минеральных веществ. Это сильно влияет на сроки прорезывания всех зубов, из-за чего они начинают смещаться. Но даже если прикус изначально развивался правильно, вредные привычки малыша могут повлечь за собой процесс развития аномалии. Частые закусывания губы, сосание твёрдых предметов или пальцев. Всё это приводит к образованию щели между передними резцами.

Значительные нарушения в росте лицевого черепа ребёнка, могут происходить из-за дыхания ртом на протяжении длительного периода. В данном случае у ребёнка начинает формироваться аденоидный образ лица.

Когда лучше начинать лечение патологии?

В первую очередь родителям нужно понимать, что если у их ребёнка имеется одна из перечисленных проблем, он уже попадает в группу риска формирования неправильного прикуса. Такие детки должны быть под наблюдением врача ортодонта с начала формирования молочного прикуса. В группу риска попадают:

  • дети, у которых родители имеют алогичную проблему;
  • у ребёнка имеются аденоиды, он плохо дышит носом, страдает от частых ЛОР заболеваний или проявляются нередкие случаи аллергии;
  • в группу риска попадают дети искусственного вскармливания или те, кто продолжительное время сосёт пустышку (ребёнок не должен использовать соску или пустышку более шести часов на сутки);
  • у ребёнка наблюдается нарушенная осанка или формируется патология позвоночника;
  • формированию неправильного прикуса могут поспособствовать и системные заболевания, такие как диабет или патология в развитии нервной системе.

 

как исправить прикус у ребенка

Хороших результатов в лечении прикуса можно добиться до пятилетнего возраста ребёнка. Конечно, подобные аномалии можно решить в любом возрасте, но пять лет, это именно тот возраст, когда происходит стремительный рост и формирование всей зубочелюстной системы. К тому же, если не исправить дефект вовремя, у малыша начнут развиваться болезни пищеварительной системы и органов дыхания. Зубы и дёсна будут подвергаться развитию пародонтоза и кариеса. В процессе жевания начнут появляться хруст, боль в нижнечелюстном суставе и щёлканье. Кроме проблемы с прикусом, понадобится лечение и других заболеваний.

createsmile.ru

Причины формирования неправильного прикуса

На правах рекламы

Врачи-физиологи единогласно утверждают, что сосание пустышки необходимо для хорошего развития и роста нижней челюсти. Семилетние исследования американской Академии педиатрии показали, что опасность синдрома внезапной смерти у младенцев во сне можно снизить благодаря применению соски-пустышки. Однако, пустышку следует давать малышу только начиная с четвертой недели жизни и, если во время сна, она выпадает изо рта, не нужно снова давать ее ребенку. После года употреблять соску не рекомендуется …

На первом году жизни сосательный рефлекс является естественной физиологической потребностью. Сосательные движения тормозят двигательную активность младенца и гасят отрицательные эмоции. У детей, вскармливаемых искусственно, сосание нередко Деформации от пустышкипротекает неполноценно, провоцируя отставание нижней челюсти в росте, в результате чего у ребёнка может сформироваться дистальный прикус. Кроме того, поскольку нагрузка на ротовые мышцы при кормлении из бутылочки недостаточна, у искусственно вскармливаемых детей сосательный рефлекс часто остаётся неудовлетворённым, и сосание пустышки для таких малышей особенно важно, т.к. помогает разрабатывать двигательные мышцы языка и нижней челюсти. Однако после того, как малышу исполнится шесть месяцев, пустышку рекомендуется забирать у него сразу после погружения в глубокий сон, чтобы избежать деформирующего воздействия — проблема в том, что круглая шейка пустышки создаёт Пустышка Хинцапомеху смыканию центральных резцов. Это слабое, но постоянное давление при длительном использовании пустышки ведёт к формированию открытого прикуса, а также к задержке развития нижней челюсти. Сегодня появилась принципиально новая модель пустышки «Дентистар» для профилактики ортодонтических нарушений у детей, которая отличается особо тонкой шейкой и имеет специальную ступеньку для правильного взаиморасположения резцов. Новая пустышка выпускается в двух размерах – для младенцев до 9 месяцев и для малышей с уже прорезывающимися зубами и на сегодняшний день является оптимальной моделью для предотвращения риска возникновения зубочелюстных аномалий.

Но что делать, если малышу пора отказаться от пустышки, а у него возникли проблемы? Самый лучший возраст для отвыкания от пустышки — 8 — 18 месяцев — в этом возрасте у малыша формируется жевательный рефлекс и ребёнку физиологически и психологически легче бросить пустышку. Задача родителей в этот период — помочь формированию у малыша полноценного жевательного рефлекса, поскольку от него зависит и пищеварение, и, безусловно, здоровье ребёнка. Как известно, функция определяет форму, и недостаток твердой пищи в рационе ребенка часто приводит к сужению зубных рядов, и, в результате, к скученности зубов, провоцирующей развитие кариеса и возникновение заболеваний пародонта в постоянном прикусе. Чтобы жевательный рефлекс формировался своевременно, необходимо постепенно вводить в рацион малыша твёрдую пищу — как только у ребёнка прорезались передние зубки, он уже может взять кусочек огурца и откусить его. После прорезывания первых боковых зубов (моляров) малыш постепенно учится жевать, поэтому лучше не протирать, а тушить для него овощи небольшими кусочками, чтобы навыки жевания скорее закреплялись.

В два года, когда все молочные зубы прорезались, о пустышке не может быть и речи. Если ребенок пользуется пустышкой после двух лет, то вероятность возникновения открытого прикуса 96%!

Если Вашему малышу тяжело отвыкать от пустышки, не стоит мазать ее горчицей или насильно отбирать любимый предмет у малыша — есть гораздо более гуманные способы отучить его от пустышки или сосания пальца. Среди родителей бытует мнение, что достаточно просто забрать пустышку у ребенка – покричит несколько ночей и забудет. Но можно ли равнодушно смотреть, как кричит годовалый ребенок? Как специалист, постоянно работающий с детьми, я убеждена, что нервная система ребенка очень уязвима, её нужно беречь с детства. И если взрослый человек может бросить курить, используя усилие воли, то у детей до 5 лет, по мнению психологов, воля ещё не сформирована и, отобрав у ребенка без всякой замены пустышку, можно обеспечить ему лишь признаки неврастении и спровоцировать другую вредную привычку – сосание пальца, отвыкать от которой будет гораздо сложнее. Ребёнку поможет расстаться с вредными привычками сосания мягкая силиконовая пластинка «СТОПИ», специально разработанная доктором Р. Хинцем для замены пустышки.

По рекомендации детского стоматолога или педиатра Вы можете приобрести для малыша в аптеке такую профилактическую пластинку «Стопи», внешне напоминающую ребенку пустышку, которая способствует не только отвыканию от вредных привычек сосания, но и устраняет уже возникшие нарушения прикуса. На рисунке показано положение пластинки в полости рта ребенка – передним зубкам ничто не мешает смыкаться, и открытый прикус, неизбежно возникающий при длительном сосании пустышки, легко корректируется за два-три месяца. Что же касается вредной привычки, то до 80% маленьких пациентов отвыкает от пустышки с помощью «Стопи» всего за неделю!

Если ребенок сосет палец

Дети с вредной привычкой сосания пальца встречаются в практике педиатров очень часто. Отучить от этой привычки ребенка бывает сложно, потому что проблема может крыться в страхах, эмоциональных проблемах, недостатке внимания к ребенку и т.п. Как показала практика, около 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, всё ещё не могут расстаться с привычкой сосать палец. Чем старше ребёнок, тем труднее ему отвыкнуть от этой пагубной привычки, чреватой серьёзными нарушениями развития зубочелюстной систем, поскольку сосание пальца, как и длительное сосание пустышки, всегда приводит к деформации зубных рядов. Поэтому крайне важно вовремя отучить ребенка от этих вредных привычек нормальное развитие челюстей восстановиться. Но для этого вовсе не стоит ругать ребенка и мазать ему пальцы горчицей, а тем более связывать руки на время сна. В настоящее время существует простой и гуманный способ справиться с проблемой – профилактическая пластинка «Стопи», о которой мы уже говорили выше, или её аналог для детей старше 4-х лет – вестибулярные пластинки «Маппи», разработанные немецкими врачами специально для малышей и изготовленные из гипоаллергенного эластичного материала. Покажите ребёнку, как ставить пластинку в рот и давайте её малышу на час-два днём и обязательно на время сна – дневного или ночного. Она психологически заменит ребёнку палец во рту, и он быстро отвыкнет от этой пагубной привычки. Какая именно пластинка нужна Вашему ребёнку, подскажет врач-ортодонт или стоматолог, а яркая упаковка пластинки, оформленная в виде нарядного сундучка, наверняка понравится малышу. Уважаемые родители, помните, что крайне важно своевременно заняться коррекцией прикуса Вашего ребенка. Развитие зубочелюстной системы проще всего нормализовать, именно в период активного роста ребенка – в молочном прикусе и в период смены молочных зубов на постоянные, поскольку нормализация прикуса происходит в эти периоды за счет биологических механизмов адаптации растущего организма.

Ваш ребенок дышит ртом?

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух должен проходить через носовые ходы, где воздух очищается и согревается. И если этого не происходит, то в носоглотке образуются специфические разрастания, называемые «аденоиды», затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. В результате ребенок постоянно дышит ртом, а при таком дыхании организм получает всего лишь 15% от необходимого ему объема кислорода и испытывает постоянное кислородное голодание. Естественно, что такие дети гораздо чаще болеют простудными и респираторными заболеваниями, поскольку защитные факторы, обеспечиваемые природой организму при дыхании носом, в полости рта не работают. Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием неизбежно происходит недоразвитие лицевых костных структур, деформация и нарушение челюстных пропорций, что проявляется внешне в виде аномалий прикуса и скученности зубов. У таких детей не только возникает гнусавость, но может даже в результате вынужденного наклона головы нарушиться осанка. Необходимо помнить, что аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Использование капель для носа не даcт результата при сформированной привычке дышать ртом. Если Вы заметили, что Ваш малыш дышит ртом (особенно ночью!), если у него аденоиды или их недавно удалили, но он продолжает дышать ртом, вам необходимо немедленно заняться восстановлением носового дыхания. Основная задача — освободить носовые ходы и прекратить доступ воздуха через рот. Эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является преортодонтический трейнер, который достаточно носить всего час днем, плюс обязательно надевать ребёнку на ночь, предварительно закапав ему нос сосудосуживающим препаратом.

Уникальная система тренировки носового дыхания с помощью трейнера уже много лет используется в развитых странах мира. Такая конструктивная особенность трейнера, как специальный позиционирующий язычок помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков. Специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, что способствует нормализации роста нижней челюсти, а эластичные направляющие трейнера помогают правильно прорезываться постоянным зубам. Трейнер очень прост в использовании и ребенок легко привыкает к регулярной тренировке.

В процессе тренировки носового дыхания трейнер может первое время выпадать ночью изо рта, но если ребёнок носит его регулярно не менее часа днём, тонус круговой мышцы рта быстро нормализуется и через 2-3 месяца носовое дыхание восстанавливается. Свободная вентиляции носовых ходов при дыхании носом способствует прекращению разрастания аденоидной ткани. Очень важно не спешить, и учить ребёнка тренировать круговую мышцу постепенно: три раза в день по два подхода, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами и постепенно добавлять по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления.

Этот непослушный язык

По данным логопедов, в последние годы появилось много детей, плохо произносящих звуки. Восстановить неправильную речь ребенка только лишь специальными упражнениями достаточно сложно. Дело в том, что все упражнения логопедов направлены на формирование правильных взаимоотношений между определенными анатомическими образованиями полости рта. Если эти упражнения не проводить постоянно, то процесс формирования правильных звуков, в конце концов, идет слишком медленно. Мы с Вами, дорогие родители, не всегда имеем достаточно времени, чтобы заниматься с детьми дома. Как же научить ребенка правильно произносить звуки?

Наиболее важным органом при произношении звуков является язык. Именно он чаще всего виноват в неправильном произношении. Двигательные мышцы языка нужно тренировать, развивая их в подвижность и чувствительность. Если Ваш ребенок плохо выговаривает звуки, ему поможет вестибулярная пластинка с бусинкой. Днем лучше всего научить ребенка самостоятельно заниматься с пластинкой — детям нравится катать во рту языком маленькую прозрачную бусинку. В процессе таких занятий по 20 минут 2-3 раза в день эффективно разрабатываются все мышцы языка, и параллельно тренируется и круговая мышца рта. А в занятиях с логопедом появится заметный прогресс.

Если ребёнок прокладывает язык между зубами при глотании и произношении некоторых звуков, это ведёт не только к шепелявости, но к нарушениям прикуса: язык -очень сильная мышца и его регулярное давление на зубы может нарушить наклон резцов и вызвать деформацию зубных рядов. При прокладывании языка между зубами, например, больше развиваются мышцы, выдвигающие его вперёд, и чтобы приучить язык к нормальному положению необходимо использовать вестибулярную пластинку с проволочной заслонкой, ограничивающей положение языка в полости рта. Научить язык занимать своё физиологически правильное положение в полости рта поможет также и миофункциональный трейнер. Ограничитель положения языка в трейнере выполнен из мягкого силикона и позволяет языку «запоминать» своё правильное положение во время ночного сна, благодаря эффекту мышечной памяти. В каждом случае логопед или ортодонт выберет оптимальное для Вашего ребенка средство коррекции.

materinstvo.ru

Правильный и неправильный прикус у ребенка

Прикус считается неправильным, если у ребенка есть изменения челюсти, перевернутые зубки, промежутки-щелочки и т.д. Даже мама в определенной степени может заметить, есть ли у ее карапуза проблемы с прикусом. Надо только повнимательнее посмотреть на его лицо:

  • постоянно опущенные уголки губ говорят не о вздорном характере, как у взрослых, а о неправильном положении нижней челюсти
  • сглаженные носогубные складки — знак того, что зубы у ребенка не смыкаются, даже когда рот закрыт
  • вздернутая верхняя губка и открытые верхние зубы свидетельствуют об удлинении и, возможно, сужении верхнего зубного ряда.

Причины неправильного прикуса у ребенка

Вопреки распространенному заблуждению, этот дефект — не только генетическое «послание от предков», но и результат неправильного ухода, питания, вредных привычек. Так, формирование прикуса напрямую зависит от того, как мама кормит ребенка грудью, какой ширины отверстие в его бутылочке, сколько времени он проводит с соской во рту, нет ли привычки сосать палец, держать во рту угол одеяла или ухо любимого медведя, закусывать губу.

Дальнейшее развитие зубов и челюсти зависит от приема жесткой пищи: чем меньше ребенок жует, тем хуже формируется его челюсть. Если малыш во время сна подкладывает под щеку кулачок или упирается в подушку подбородком, то он тоже с большой вероятностью рискует получить неправильный прикус.

На приеме у врача

В 6 месяцев вы с ребенком должны совершить первый поход к детскому стоматологу, чтобы узнать, заняла ли нижняя челюсть стабильное правильное положение, не укорочены ли у него уздечки губ и языка, правильно ли сформированы дыхательные функции (дыхание ребенка обязательно должно быть носовым).

Повторный визит стоит нанести, когда ребенку исполнится 3 года. В этот период складывается «молочный» прикус. Тут врач посмотрит, какова форма зубных рядов, правильно ли прорезываются зубки, как смыкаются боковые. Он также обратит внимание на качество эмали, на промежутки между зубами — их наличие обеспечивает место для более крупных коренных зубов.

Как исправить неправильный прикус

Современные методы диагностики позволяют выявить нарушения, когда ребенку только исполнится полгода. В настоящее время в ортодонтии существует много безболезненных и рациональных методов лечения аномалий зубных рядов, которые позволяют в возрасте до трех лет предотвратить развитие осложнений, связанных с развитием постоянного прикуса.

Скорректировать форму зубных рядов можно разными способами: в 2 — 3 года применяются вестибулярные пластинки; при ранней потере молочных зубов -профилактические съемные протезы; в 4 — 8 лет применяются трейнеры, похожие на боксерскую шину или каппу, съемные ортодонтические пластинки.

Самые популярные – пластинки Шонхера. Они имеют разные насадки и вкладываются ребенку в рот, как соски. Тип насадки зависит от прикуса. Хороши они тем, что с ними можно даже спать. Функциональные аппараты Френкеля и Брюкля – также  надежные помощники в борьбе за правильный прикус.

Трейнеры и силиконовые пластинки, благодаря своей гибкости и эластичности, не требуют подгонки и примерок, что значительно упрощает визит к врачу. Они одеваются на ночь и направляют зубы при прорезывании.

В некоторых случаях детям изготавливается корректирующий трейнер — он учит ребенка правильно дышать носом, что очень важно для развития зубов и исправления прикуса. А также отучает ребенка от таких вредных привычек, как сосание пальца и соски.

Пластинка с винтом позволяет расширить зубные дуги до необходимых размеров. Ребенок сам выбирает цвет аппарата и картинку на него. Ребенок даже может самостоятельно поправлять аппарат ключиком, который выдается для подкручивания винта. В такие моменты он чувствует себя взрослым.

Кариес молочных зубов

Здоровые зубки — очень  болезненная тема, как в прямом, так и в переносном смысле. Существует огромное количество заблуждений, которые порождают у молодых мам и немалое количество вопросов.

1. Зачем лечить кариес молочных зубов? Почему не удаляют зубы?
Удаление молочных зубов приводит к серьезным проблемам. В первую очередь это скажется на прорезывании  постоянного зуба: соседние зубы начнут сдвигаться со своих мест, пытаясь заполнить пустое пространство, и  постоянный зуб может вырасти не на своем месте. Кроме того, может нарушиться развитие лицевого скелета, дикции, сформироваться косметические недостатки. Поэтому кариес обязательно нужно лечить, спасая зуб!

2. Можно ли уберечь молочные зубы от кариеса?

За кормление маленького ребенка сладкими смесями легко можно поплатиться появлением у него бутылочного кариеса – характерного коричневатого налета на первых 4-6 зубках. Чтобы остановить кариес, зубки можно посеребрить. После этой процедуры кариозный процесс стабилизируется, но, увы, зубы приобретают черный цвет. Пугаться этого не стоит, хотя маленькому человечку вряд ли понравится такой «цвет» его улыбки. Возможная альтернатива серебрению – реминерализирующая  терапия. Она щадит маленьких пациентов, но при глубоком кариесе не эффективна.

3. Когда ставить брекеты при неправильном прикусе?

 До 10 лет не рекомендуется устанавливать брекет-систему по той простой причине, что эмаль еще не сформировалась, ухаживать маленькому ребенку самостоятельно за зубками в брекетах трудно, и они подвергаются повышенному риску возникновения  кариеса. С 2,5 – 3  лет используются только съемные аппараты.

4. Что делать, если зуб вырвали?

Природой так заложено: молочный зуб расшатывается, выпадает и на его месте появляется одноименный постоянный. Если эта последовательность нарушается, на место удаленного зуба ставится искусственный. Врач-ортодонт изготавливает замещающую пластинку для удержания места в ожидании постоянного зуба. Благодаря этому прикус будет сохранен!

5. Чем опасна короткая уздечка?

Когда приходит время смены молочных зубов, коренные должны сблизиться и встать ровно. Но если уздечка маленькая, ее волокнистые ткани не позволят зубам занять нужное положение, и прикус станет неправильным. В этом случае уздечка (и верхней губы, и языковая) просто подрезается (под местной анестезией), и больше проблем из-за нее не возникнет. 

Материалы по теме:

Вам также может быть интересно «Зарядка для спинки» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Как научить ребенка плавать» на сайте samaya.ru

mamaexpert.ru